Приветствую Вас Гость!
Вторник, 25.07.2017, 15:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Балахна (Балахнинский район)

 

 
Балахна и Балахнинский район

Балахна - старинный русский город. Год основания - 1474-й. Поселение на этом месте существовало за три-четыре тысячелетия до объявления его городом. Под собственным именем Балахна впервые упоминается в русских летописях с момента постройки в ней крепости в 1536 году. В этом году казанский хан Сафа-Гирей практически уничтожил город. После этого мать Ивана Грозного Елена Глинская велела построить здесь крепость, которая сгорела в 1730 году.
Отличительной особенностью экономико-исторического развития Балахны от других районных центров Нижегородской области является то, что Балахна, начиная со второй половины XV в. и до наших дней, имела три "золотых века" и играла большую роль в экономике древней Руси, дореволюционной России и Советской России. Эти три "золотых века" Балахны были связаны не с кустарными промыслами, не с военными походами и битвами царей, а с определенным промышленным производством: добычей соли, корабле-строением, производством бумаги и электроэнергии для всей страны.
Балахна в древней Руси была единственным значительным центром соляной промышленности. По народным преданиям, разработка соляных источников началась здесь ссыльными новгородцами после покорения Великого Новгорода Иваном III в 1478 году. Историк С.И. Архангельский пишет, что Балахна в ХVI-XVII вв. "носила определенные промышленные черты, начиная от многочисленных церквей, построенных солепромышленниками, и кончая убогой келью бобыля, который работал на тех же промыслах". В 70-х гг. XVII в., а именно в 1674-1676 гг. в Балахне насчитывалось 33 рассольных трубы почти с 25 тысячами бадьями рассола, который выпаривался на 86 варницах, в результате чего получалась соль. Соль продавалась на месте, но большую ее часть вывозили в стругах по Волге, Оке и Клязьме. Балахна - родина Козьмы Минина (конец XVI - 1616 год) - организатора Нижегородского ополчения 1611-1612 годов.

Минин происходил из семьи солепромышленника Балахны Мины Анкудинова и Домники, женился на посадской Татьяне Семеновой, переехал на жительство в Нижний Новгород. В 1611 году избран земским старостой, неоднократно призывал к борьбе с польско-литовскими захватчиками (известны 3 его речи), к созданию народного ополчения во главе с князем Д.М.Пожарским, ведал в нем хозяйством, проявил дипломатическую предусмотрительность, военный дар, красноречие. Был тверд в решениях, умел добиваться согласия различных социальных групп. Снабженное всем необходимым ополчение 22-26 октября 1612 года освободило от интервентов Москву.
Минин участвовал в Земском соборе 1613 года, поставил подпись под грамотой о избрании царем Михаила Федоровича Романова. 12 июня 1613 года провозглашен думным дворянином, пожалован в Нижегородском уезде поместьем (с. Богородским и Ворсмой с деревнями), ставшие указом от 20 января 1615 года его вотчиной. Оставлен в Москве. В 1614 году собирал по стране первую пятину, 25 декабря 1615 года Боярской Думой послан в Казань устанавливать мир и согласие между нерусскими народностями. Выполнив миссию, скончался весной 1616 года, привезен в Нижний Новгород, погребен на погосте приходской Похвалинской церкви. В 1672 году его прах был перенесен к кремлевскому Спасо-Преображенскому собору первым нижегородским митрополитом Филаретом, позднее несколько раз перезахоронялся. В 1962 году положен в кремлевском Михайло- Архангельском соборе - храме-памятнике ополчению начала XVII века.
Род Минина по прямой линии пресекся со смертью сына Нефида в 1632 году, вотчина отписана на государя.
В XVII в. Балахна имела 606 дворов, и из 254 городов Русского государства она стояла на 12-ом месте. Только вдвое по числу дворов уступала она Нижнему Новгороду, имеющему 1006 дворов. Но в конце XVII и в начале XVIII вв. соляной промысел в Балахне начинает падать и концу XVIII в. практически прекратился. Причин упадка солеварения было несколько: - введение пошлины на всю отправляемую из Балахны соль; - дороговизна дров, являющихся единственным видом топлива при выварке соли; - опустошительные пожары в 1680 и 1730 гг., которые основательно разрушали Балахну; - частые (1620, 1678, 1709, 1751, 1829, 1849 гг.) и сильные весенние разливы Волги, приводившие к большим разрушительным последствиям. Кроме этих причин, была еще одна и немаловажная - конкуренция других соледобывающих районов России, таких как Пермский, Эльтонский и Илецкий, где соляной раствор был более насыщенным, а дрова много дешевле. По более значительному количеству вываренной соли последним был 1870 год. К концу XIX в. солеварение прекратилось. Так закончился первый "золотой век" Балахны. Балахнинцы наряду с солеварением были известны на Руси как первоклассные судостроители, и Балахна исстари славилась своим судостроением. Настоящее свое искусство балахнинские строители показали в 1636 году, построив по заказу Гольштинского посольства один из громаднейших для того времени (первый построенный в России) корабль "Фридрих".
С этого времени и начался второй "золотой век" Балахны. Во времена царствования Петра I, начиная с 1699 года, Балахна стала одним из центров строительства парусных военных судов для Азовского похода царя. На строительстве судов работали не только местные жители, но и мастера, пришедшие из Костромской, Владимирской и других губерний. После того как замерло Балахнинское усолье, судостроение стало играть самую видную и важную роль в промышленной жизни Балахны. В 1845 году балахнинцы начали строить пароходы и баржи. Ежегодно в Балахне строили около 100 барж. Однако баржестроение продолжалось только до конца XIX в. Балахнинское судостроение не выдержало конкуренции со стороны построенного в 1849 г. по соседству Сормовского судостроительного завода.
В XVI-XVIII вв. Балахна славилась производством печных и архитектурных изразцов. Изразцы использовались на строительстве церквей, облицовке домов и кладке печей. Переливчатыми изразцами, изготовленными балахнинскими мастерами, выполнены шатры храма Василия Блаженного в Москве. Мастера кирпичной кладки из Балахны принимали участие в сооружении Московского Кремля. В это же время широкое развитие имели кружевные балахнинские промыслы.
Кружевоплетение прославило балахнинских кружевниц на всю Россию. Отправлялись кружевные изделия и за границу. Кружевной промысел приносил плетеям (кружевницам) очень небольшой заработок, с конца XIX в. промысел начал сокращаться. В очень небольших размерах он сохранился до настоящего времени.
Упадок солеварения, резкое сокращение строительства судов привели к общему замедлению промышленного развития города, и Балахна в конце XIX в. превращается в небольшой захолустный грязный уездный городок со спивающимся, почти полностью безграмотным населением и незначительными ремеслами: сапожным, портным, кузнечным, гончарным. Такой оставалась Балахна до Октябрьской революции 1917 года. Новая жизнь началась в Балахне с приходом Советской власти.

В плане электрификации России, плане ГОЭЛРО, Балахна была занесена в список первоочередных строек. Район вставал на путь социалистической индустрии, основой которой были большие торфяные болота, примыкавшие к городу. Торфяные залежи с очень большими запасами торфа располагались и к западу от Балахны. По решению Правительства у г. Балахна в 1923 г. началось строительство Нижегородской государственной районной электростанции (НижГРЭС). Первый ток электростанция дала в 1925 году.
В 1929 году ГРЭС имела мощность 42000 кВт, а в 1933 году - 250000 кВт, являясь в то время самой крупной электростанцией, работающей на торфе, и в СССР, и в мире. Индустриализация Балахны продолжалась - весной 1926 г. началось строительство промышленного гиганта - целлюлозно-бумажного комбината, который должен был стать одной из грандиознейших фабрик в Европе. Решение о сооружении целлюлозно-бумажного комбината рядом с Балахной было обосновано наличием электроэнергии, огромных запасов заволжских еловых лесов Унжеского бассейна, близостью Балахны к Москве - самому крупному потребителю бумаги - и положением Балахны на Волге. В 1928 году была пущена первая бумагоделательная машина, и балахнинская газетная бумага отправилась в Москву, пока что только для газеты "Правда". Рядом с Балахной вырос поселок бумажников Правдинск.
Наряду с бумкомбинатом в первые годы социалистического строительства в Балахне сооружалась картонная фабрика, которая была пущена в эксплуатацию в августе 1928 года. Выбор места под строительство фабрики определялся теми же причинами - близость электростанции - ГОГРЭС, запасы елового леса вдоль реки Унжи, близость потребителя продукции фабрики. В первые годы фабрика занимала по мощности первое место в СССР, выпуская 13500 т картона в год. Одновременно с этими ведущими предприятиями в первые годы Советской власти были построены и введены в действие и другие - мебельная фабрика, предприятия по обслуживанию населения города. Балахнинская электростанция, бумкомбинат, картонная фабрика (несмотря на их новые формы собственности и наименования) определяли и определяют экономическую мощь и лицо района, являясь крупнейшими предприятиями не только своих отраслей, района, области, но и страны. Третий "золотой век" Балахны продолжается и продолжается успешно, выдерживая новые экономические реформы, экономические кризисы, а также конкуренцию других стран и предприятий - производителей аналогичной продукции.
 Балахна - старинный русский город, основанный в 1474 году. Поселение на этом месте существовало за три-четыре тысячелетия до объявления его городом. Под собственным именем Балахна впервые упоминается в Патриаршей летописи с момента постройки в ней крепости в 1536 году. В пользу этого свидетельствует замечание С.Герберштейна начала XVI века о том, что «в двух милях от Нижнего Новгорода было очень много домов, наподобие города или поселка, где вываривалась соль».
В 1536 году Казанский хан Сафа - Гирей практически уничтожил город Балахну. Выступившие на защиту «черные люди балахонцы.. не умеючи воинского дела» были жестоко разбиты. После этого мать Ивана Грозного Елена Глинская велела построить здесь крепость «20 июня того же года… был почат град делати у Соли на Балахне того ради, что посад велик и людей много», которая сгорела в 1730 году. Крепость, стоящая на расстоянии около 500 м от промыслов, заняла стратегически выгодное место, перекрыв старинную дорогу из Нижнего Новгорода в Кострому. Она расположилась на правом берегу Нетечи (бывш.Железницы) при слиянии с нею протока из Петровского озера, получив с северной и восточной стороны естественную защиту. С южной и западной сторон крепость была ограждена рвом с ослонным тыном на дне. Окруженная со всех сторон водными преградами, крепость имела близкий к квадрату план. Судя по описанию XVII века, ее окружали мощные рубленые стены толщиной 4,4 м, стоящие на земляных валах («осыпях»), и высокие боевые башни. Из 9 башен 4 были проезжими. В ней располагались административные постройки, воеводский двор, арсенал и осадные дворы. Одной из первых построек внутри крепости была соборная Вознесенская церковь, которая упоминается в источниках уже в 1541 году.
От этого времени сохранилась самая старая постройка Балахны, по древности в Нижегородской области уступающая только Нижегородскому Кремлю – Никольская церковь. Строительством этого храма в 1552 году в Балахне была отмечена победа русских войск над Казанью. Балахна в древней Руси была единственным значительным центром соляной промышленности. В семидесятых годах семнадцатого века, а именно в 1674-1676 гг. в Балахне насчитывалось 33 рассольных трубы с почти 25-ю тысячами бадьями рассола, который выпаривался на 86 варницах, и получалась соль. Соль продавалась на месте, но большую ее часть вывозили в стругах по Волге, Оке и Клязьме.
По более значительному количеству вываренной соли последним был год 1870. К концу 19 века солеварение прекратилось. Балахнинцы наряду с солеварением были известны на Руси как первоклассные судостроители, и Балахна исстари славилась своим судостроением. Настоящее свое искусство балахнинские строители показали в 1636 году, построив по заказу Гольштинского посольства один из громаднейших для того времени (первый построенный в России) корабль "Фридрих”. Во времена царствования Петра I, начиная с 1699 года, Балахна стала одним из центров строительства парусных военных судов для Азовского похода царя. На строительстве судов работали не только местные жители, но и мастера, пришедшие из Костромской, Владимирской и других губерний. В начале XIX века Балахна становится крупнейшим на Волге центром деревянного судостроения, особенно прославившись своими расшивами и белянами, а затем и баржами. Ежегодно в Балахне строили около 100 барж.
Интересно отметить, что Тарас Шевченко, возвращаясь в 1857 году из ссылки и задержавшись в Нижнем Новгороде, специально выезжал «взглянуть на эту родительницу бесчисленных живописных расшив». Однако баржестроение продолжалось только до конца 19 века. Балахнинское судостроение не выдержало конкуренции со стороны построенного в 1849 году по соседству Сормовского судостроительного завода. Почему же тогда на смену деревянному судостроению в Балахне не пришло пароходостроение? Ответом на этот вопрос является то противодействие близоруких «отцов города», какое они всячески оказывали созданию здесь парового судостроения из опасений, что оно может подорвать деревянное судостроение. А в последнем «правители» Балахны, как владельцы верфей, были кровно заинтересованы. Так, по этой причине в Балахне и не развилось пароходостроение, хотя зачатки его имели место: здесь были построены один из первых нВ Волге пароходы «Пермь» и «Минин и Пожарский»; здесь первоначально намечалась и постройка Сормовского завода. В 16–18 веках Балахна славилась производством печных и архитектурных изразцов. Изразцы использовались на строительстве церквей, облицовки домов и кладке печей. Переливчатыми изразцами, изготовленными балахнинскими мастерами, выполнены шатры храма Василия Блаженного в Москве. Мастера кирпичной кладки из Балахны принимали участие в сооружении Московского Кремля. В это же время широкое развитие имели кружевные балахнинские промыслы. Кружевоплетение прославило балахнинских кружевниц на всю Россию. Балахнинские кружева, соперничавшие с брюссельскими, находили большой спрос не только внутри страны, но и за границей. Кружевной промысел приносил плетеям (кружевницам) очень небольшой заработок, с конца 19 века промысел начал падать. В очень небольших размерах он сохранился до настоящего времени.
Самая яркая историческая достопримечательность Балахны – это то, что здесь родился будущий Нижегородский староста – Великий Герой и Гражданин России за всю ее тысячелетнюю историю – Кузьма Минин, спасший Русь вместе со своим военным предводителем Дмитрием Пожарским от полного развала, самозванщины, поругания и интервентов. В советское время наступает возрождение города, становящегося важным промышленным центром. Балахна приобрела совершенно новую экономическую роль – она превратилась в большой энергоузел и крупнейший центр бумажной и деревообрабатывающей промышленности.
Здесь были построены гиганты социалистической индустрии – Балахнинская электростанция и целлюлозно-бумажный комбинат, а такие крупные предприятия, как картонная и мебельная фабрики. Место строительства в Балахне электростанции определялось, с одной стороны, близостью к основному потребителю ее электроэнергии – городу Горькому, а с другой – наличием топливной базы, т.е. больших залежей торфа. Балахнинская электростанция явилась одним из первенцев плана электрификации России (ГОЭРЛО). Сооружение ее было начато в 1923 году, а уже через год она дала первый ток. Балахнинская электростанция, которую А.А.Жданов в свое время назвал скелетом Нижегородской промышленности, составила энергетическую основу для бурного развития в последующие годы пятилеток Горьковского индустриального района. Для обеспечения электростанции топливом было создано в окружении города несколько крупных торфопредприятий (Чернораменское, Первомайское, Чистое) с механизированной добычей торфа. Район Балахны явился и весьма благоприятным местом для строительства целлюлозно-бумажного комбината, поскольку бумажное производство потребляет не только огромную массу сырья (древесины), но и нуждается в большом количестве энергии и воды. Целлюлозно-бумажный комбинат имени Ф.Э.Дзержинского, как и электростанция, был построен в короткий срок: в 1925 году на его месте был еще пустырь, а в 1928 году комбинат дал стране первые тонны бумаги. Строительство его имело большое значение для освобождения от импорта бумаги. В том же году была построена картонная фабрика, а в 1932 году на базе промкомбината организована мебельная фабрика.
Таким образом, уже в самом начале периода индустриализации в Балахне был создан целый комплекс деревообрабатывающих и перерабатывающих производств, который затем дополнился связанный с ними химическими производствами. Преобразилась Балахна и как город. Обрастая поселками, она расширилась и обновилась. Количество населения города, по сравнению с дореволюционным, только за довоенные годы почти удесятерилось. Один лишь Правдинск по числу жителей в три раза превзошел старую Балахну.
Железнодорожная ветка, которая подходит к городу, была построена в 1923 году и в 1948 году продолжена до Горьковской ГЭС. До 1922 года Балахна была центром уезда. В 1922 году центр уезда был перенесен в с.Городец, а село преобразовано в город. В 1929 году был создан Балахнинский район с центром в г.Балахне. В 1930 году Балахна была отнесена к категории городов краевого подчинения. В 1932 году в городскую черту было включено село Кубенцово. В 1940 году Балахна стала городом областного подчинения.