Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 24.04.2017, 16:09
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Балакирев М.А.



Балакирев Милий Алексеевич


(21 декабря 1836 (02 января 1837 -16 (29) мая 1910)


русский композитор


Родился в Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье, проживавшей на улице Грузинской. Вскоре после рождения сына семья переехала на улицу Провиантскую (дом №5 сохранился и поныне, но музей композитора в нём до сих пор не создан). Именно здесь прошли детские и отроческие годы Милия, учившегося в нижегородской гимназии.
Необычайно сильное музыкальное дарование обнаружилось у мальчика в раннем детстве. Начальное музыкальное образование и первые навыки игры на фортепиано Милий получил от матери. Десяти лет от роду Милий был привезен в Москву к А.Н.Дюбюку, оценившему талант юного пианиста и настоятельно рекомендовавшему продолжение музыкальных занятий. По некоторым предположениям здесь же мальчик взял несколько уроков игры у знаменитого педагога Джона Фильда. В Нижнем Новгороде музыкальным наставником маленького Милия был пианист и дирижер Карл Эйзерих – участник нередких музыкальных вечеров, проходивших в доме нижегородского помещика А.Д.Улыбышева – мецената, первого русского музыкального критика, автора русской монографии о Моцарте. Именно Эйзерих ввел Балакирева в дом просвещенного музыканта-любителя. В доме Александра Дмитриевича Улыбышева юный Милий впервые предстал пред публикой как пианист-виртуоз, а по отъезду Эйзериха из Нижнего Новгорода, четырнадцатилетний музыкант полностью заменил своего учителя, начав самостоятельно постигать азы дирижирования, изучая партитуры и управляя небольшим оркестром. К этому же времени относятся и первые композиторские эксперименты Милия: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром (1852), также оставшаяся незаконченной.
А.Д.Улыбышев принял большое участие в судьбе молодого Балакирева: впервые представил юного виртуоза Петербургу, познакомил его с М.И.Глинкой, перед смертью завещал значительную часть состояния и уникальную нотную библиотеку.
Но всему этому предшествовало окончание Милием гимназии, обучение в нижегородском Александровском дворянском институте и поступление в 1853 году вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет.
В Казани Милий пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. Здесь им были написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» и концертное Allegro. Краткий экскурс в детские годы композитора показывает, что никакого систематического курса Балакирев никогда не проходил. Практически всеми музыкальными знаниями Милий Алексеевич обязан собственному таланту и усердию. Ярчайшими детскими музыкальными впечатлениями Балакирева были фортепианный концерт (e-moll) Шопена и трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Именно Глинке и Шопену Балакирев хранил верность всю жизнь. И, будучи уже признанным во всём мире пианистом и композитором, занимался редактированием партитур и постановкой за рубежом опер первого (Пражские постановки «Руслана и Людмилы» и «Жизни за Царя» 1866-67 годов), а также явился инициатором возведения памятника в Польше второму (Желязова Воля, 1894 год).
Но пока вернемся в эпоху юности Милия, в 1855 год. Покинув Казанский университет, Балакирев, в сопровождении Улыбышева, отправляется в Петербург. Здесь Милий Алексеевич знакомится с М.И.Глинкой и исполняет ему фантазию на темы из «Жизни за Царя». Послушав игру Милия и ознакомившись с партитурой его концертного Allegro (fis-moll), Михаил Иванович Глинка признает крупный композиторский и исполнительский талант Балакирева, встречи их становятся частыми. Уезжая в 1856 году в Берлин, Глинка дарит девятнадцатилетнему Милию свой портрет и тему испанского марша («Увертюра на тему испанского марша» окончена Балакиревым в 1857 году). Чуть раньше родоначальник русской эпической музыки отдал младшему своему коллеге другие испанские музыкальные темы, использованные Милием Алексеевичем лишь в 1890-х годах.
Так состоялся своеобразный преемственный ритуал и благословление Милия на композиторскую деятельность – М.И.Глинка вскоре скончался в Берлине. Пред столичной публикой в качестве композитора и пианиста Милий Алексеевич Балакирев впервые предстал 12 февраля 1856 года. Исполненное им концертное Allegro (fis-moll) имело значительный успех (Оркестром управлял Карл Шуберт). Поразительно, но это гениальное произведение было издано в печати лишь после смерти композитора. Возможно, причиной тому – желание автора доработать сочинение, дописать недостающие части до полного фортепианного концерта с классическим построением формы. Планам этим не было суждено сбыться.
В том же 1856 году Милий дебютировал в Петербурге и как дирижёр. Одновременно с этим стремительным взлетом начинается дружба Балакирева с Владимиром Стасовым – музыкальным критиком и писателем, который был старше Милия на 13 лет. Отношения их сохранялись вплоть до смерти Стасова в 1906 году. Однако если поначалу это была безоблачная взаимная симпатия и дружба, в результате которой во многом формировалось мировоззрение Балакирева и его идейно-эстетическая позиция, то к 1900-м годам взгляды их совершенно разошлись. Фактически, с 1856 года Балакирев становится столичным жителем. Но первые годы он низменно проводит лето в Нижнем Новгороде или в селах Нижегородчины. К лучшим сочинениям Балакирева конца 50-х – начала 60-х годов относятся: «Увертюра на три русские темы» (1), в которой Милий впервые обозначил собственный уникальный подход к обработке русских народных песен, музыка к «Королю Лиру» Шекспира (окончена в 1860 году), тесно перекликающаяся с английскими народными мелодиями, а также 14 романсов, продолживших традицию А.С.Даргомыжского, пропагандировавшего правду выражения в вокальной музыке, добиться коей можно характерностью и выразительностью вокальных партий, полностью соответствующих тексту.
В начале 60-х годов под руководством Балакирева складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок» или «Могучая кучка». В него входят молодые композиторы Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин и совсем юные А.С.Гуссаковский, Н.А. Римский-Корсаков.
Обладая властным характером и огромной силой убеждения, именно Балакирев становится главной движущей силой объединения. Он не только опытный музыкант, располагавший грандиозной фортепианной техникой, феноменальной музыкальной памятью, большими практическими дирижерскими навыками, оригинальным композиторским даром и теоретическими знаниями. Он – личность всесторонне развитая – весьма начитанный, обладающий проницательным умом и сильной, несгибаемой волей лидер. Балакирев, опираясь на поддержку Владимира Стасова, снабжающего его интереснейшими, в том числе и новейшими партитурами, в течение нескольких лет проводит своеобразный курс обучения со своими младшими коллегами. «Кучкисты» досконально изучают творческое наследие М.И.Глинки, подробно анализируют лучшие сочинения Бетховена, Шумана, а также произведения современников – Берлиоза, Листа. Программные принципы последних особенно близки Балакиреву и Стасову. Необходимо отметить, что Владимир Стасов в «Новой русской музыкальной школе» играет роль так называемого «генератора идей». Именно ему принадлежит большая часть программных задумок будущих произведений всех без исключения членов «Балакиревского кружка» (как-то «Садко» Римского-Корсакого, «Борис Годунов» Мусоргского, «Король Лир» самого Балакирева…). Но неизменно все идеи первоначально доносятся до Милия Алексеевича.
Принято считать, что влияние Балакирева на творчество его товарищей-учеников особенно сильно выразилось в первых их работах («Ратклиф» Кюи, симфонии Римского-Корсакова и Бородина). Но детальный анализ показывает, что и дальнейшие сочинения «кучкистов» имеют общие черты балакиревской школы. Однако, индивидуальные черты особенно сильных талантов Мусоргского и Римского-Корсакого позже развились в полной мере, и обладатели их пошли каждый своей дорогой. В 1862 Балакирев совместно с хоровым дирижёром Г.Я.Ломакиным организует в Петербурге «Бесплатную музыкальную школу», ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки и народности в искусстве. Уже на первых порах школу посещало по воскресеньям до 200 человек! Из учащихся формировался хор для концертов, призванных знакомить публику с выдающимися произведениями русских и неизвестных в ту пору в России иностранных авторов. Члены «Балакиревского кружка» получали возможность слышать свои произведения в оркестрово-хоровом исполнении, видя, как их авторские намерения осуществляются на практике.
Чуть позже Антон Рубинштейн, идеализирующий принципы космополитизма, создает в столице первую консерваторию. Балакирев, члены его кружка и «Бесплатная музыкальная школа» подвергаются жесточайшей травле в печати. Прогрессивное и национальное направление концертов школы шло вразрез с консервативными, классическими тенденциями основанного А. Рубинштейном «Русского Музыкального Общества». На 1860-е годы приходится разгар борьбы двух направлений.
Балакирев стойко сносит все удары и, несмотря на острую финансовую нужду, продолжает самоотверженно отстаивать принципы бесплатности музыкального образования. 1960-е годы – расцвет общественной деятельности молодого музыканта, проводимой, зачастую, в ущерб композиторской. Новых произведений в этот период Балакирев пишет крайне мало. Но, тем не менее, в 1866 Милий Алексеевич публикует сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки русских народных песен. Ранее, в 1862 году на празднование тысячелетия России, создаёт вторую увертюру на русские темы, названную сначала «1000 лет», и переименованную позже в симфоническую поэму «Русь». В этом глубоко поэтическом произведении, так же как и в «Чешской увертюре» (на чешские народные темы, 1866 год), явственно выразились славянофильские и народнические тенденции Балакирева.
В 1867 году случается, в некотором роде, метаморфоза: А. Рубинштейн надолго уезжает за границу, и на должность главного дирижёра «Русского музыкального общества» приглашен Балакирев. По личному приглашению Милия Алексеевича для дирижирования несколькими концертами «РМО» в Петербург приезжает Гектор Берлиоз. В эти же годы, как отмечалось выше, Балакирев ставит в Праге оперы Глинки. Однако, в должности дирижера «РМО» Балакирев пробыл недолго. Уже в 1869 году, окруженный интригами врагов, неподатливый и прямой до резкости Милий Алексеевич вынужден покинуть «РМО», не пожелавши изменить своим принципам при составлении программ концертов.
Не прекращаются и нападки на «Бесплатную музыкальную школу». Финансовое её положение катастрофично. Личный достаток семьи Балакиревых не многим лучше (в 1869 году умирает отец Милия и на его попечение переходят две родные сестры).
Композитор пытается увеличить число концертов «Бесплатной Музыкальной Школы», но, в отсутствии материальных средств, конкурировать с «Русским Музыкальным Обществом» не может. В 1872 году последний из объявленных концертов состояться не смог. Выступление в Нижнем Новгороде, задуманное для поправления финансового положения, не имеет абсолютно никакого успеха.
Огорченный и обессиленный борьбой, Балакирев покидает в 1874 году школу, директором ее избирается Римский-Корсаков. Удрученный горем и нуждой, обманутый в своих надеждах, Милий Алексеевич был близок к самоубийству. Он перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка и поступает на службу в Магазинное Управление Варшавской железной дороги, дополнительно зарабатывая на жизнь уроками музыки.
Духовный кризис музыканта длится несколько лет. В начале 80-х Балакирев возвращается к музыкальной деятельности. В 1881 году он вновь становится во главе «Бесплатной Музыкальной Школы» и, на этот раз, остается верен своему детищу до последнего года жизни. Первый концерт обновленной «Бесплатной Музыкальной Школы» проходит при шумных овациях! В 1883 году Балакирев заканчивает оркестровку симфонической поэмы «Тамара», получившей вскоре всемирную известность. В этом же году, по рекомендации своего друга Т.И.Филиппова, Милий Алексеевич занимает пост управляющего придворной певческой капеллой. Он выводит на новый уровень преподавание научных предметов, организовывает, с помощью приглашенного им в помощники Римского-Корсакова, оркестровый класс, совершенствует хоровое исполнение, проявляя отеческую заботу и любовь к малолетним певчим. Кроме того, печётся и о материальных благах возглавляемой структуры: при нем отстроено новое здание капеллы. Но в это время, как и двадцать лет назад, Балакирев почти не сочиняет. Ситуация кардинально меняется в 1894 году, когда Балакирев выходит в отставку, оставляет капеллу и, обеспеченный пенсией, наконец, всецело посвящает себя творчеству. Последние годы Милий Алексеевич живёт тихо и очень замкнуто в Петербурге, перебираясь летом в Гатчину и дважды побывав в Крыму.
В своих жизненных и творческих позициях он совершенно расходится с некогда близкими друзьями - Римским-Корсаковым (Корсинькой, как нежно называл он своего ученика в бытность его подростком) и Владимиром Стасовым (любимым Бахинькой). Александр Бородин и Модест Мусоргский (Моденька, Мусорянин) к тому времени много лет как умерли, да и Цезарь Кюи сильно отдалился от некогда «Могучей кучки».
Живя в уединении, Балакирев переработал и дописал практически все свои старые сочинения. По случаю установки в Петербурге памятника М.И.Глинке написал кантату, исполненную на торжестве, посвященном открытию памятника. В эти же годы Блакиревым написаны две симфонии – C-dur и d-moll – и развернутая оркестровая сюита по мотивам фортепианных пьес Шопена. Дописан второй фортепианный концерт Es-dur (первый юношеский – fis-moll – так и остался одночастным), соната b-moll, сюита в 4 руки и свыше 20 отдельных пьес, в том числе 3 мазурки (с прежними всего 7), 2 скерцо (всего 3), 7 вальсов, 3 ноктюрна. Для пения с фортепиано – 22 романса (из них 2 посмертных, а с прежними всего 45). Составлен второй сборник русских народных песен, выпущенных, помимо основного издания, в виде пьес для фортепиано в 4 руки. Композитором создано множество переложений и транскрипций для фортепиано сочинений других композиторов (в том числе и по просьбе авторов).
Глубоко религиозный, истинно православный христианин Балакирев обратился и к духовной музыке. Среди духовных его сочинений: «Свыше пророцы», «Да возрадуется душа твоя», «Со святыми упокой», «Христос воскресе», переложения «Херувимской», «Да молчит всякая плоть», «Достойно есть».
Для нас, нижегородцев, особое место в творчестве Милия Алексеевича Балакирева занимает хоровое сочинение «Гимн Нижнему Новгороду» – потрясающей силы возвышенное произведение. Город наш, претендующий на звание третьей столицы, официального гимна не имеет и по сей день. А гениальное творение величайшего отпрыска земли нижегородской пребывает в безвестности.
Думается, Балакирев, так любивший Нижегородчину, столь патетически воспевший родную землю, был бы несказанно счастлив, если б его гимн потомки признали и своим гимном… Скончался Милий Алексеевич Балакирев в 1910 году, пережив почти всех членов созданного им кружка (кроме Цезаря Кюи).



Похоронен композитор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств) Санкт-Петербурга.
Память: на доме № 5 по улице Провиантская (Нижегородский район Нижнего Новгорода) установлена мемориальная доска, а у дома воздвигнут памятник композитору.




Нижний Новгород, Нижегородский район, дом № 3 по улице Варварская – здание областной государственной библиотеки.





Его именем назван Нижегородский музыкальный колледж.