Приветствую Вас Гость!
Суббота, 24.06.2017, 11:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Лоскутов И.К.

 

Лоскутов Иван Кузьмич

(07 июля 1900 – 21 ноября 1982)

директор завода, генерал – майор инженерно-технической службы

Родился в деревне Цветково (ныне Куженерского района Республики Марий-Эл). В 1919 – 1920 годах – политработник 50-й стрелковой дивизии. В 1920 – 1922 годах работал на выборной комсомольской работе в Йошкар-Оле – секретарём укома и заведующим отделом обкома ВЛКСМ. В 1924 – 1929 годах работал в Ленинграде секретарём парткома на различных предприятиях. И.К. Лоскутов приехал на автогигант в 1934 году по окончании Ленинградского политехнического института.

Начинал рядовым конструктором (1934 - 1936), затем начальником прессового цеха (1936 - 1938), начальником производства завода (февраль - апрель 1938). Быстро проявил себя как высококвалифицированный инженер и умелый организатор производства. 19 апреля 1938 года был назначен директором предприятия и, с небольшим перерывом (октябрь 1942 - июнь 1943), оставался на этом посту в военное лихолетье и в первые послевоенные годы (до 31 августа 1948).

Когда началась война, главной задачей стал скорейший перевод производства на выпуск легких танков, танковых моторов, броневиков, минометов, боеприпасов. 21 октября 1941 года в 6 часов утра Лоскутов получил правительственную телеграмму, подписанную Сталиным, с заданием в ближайшие два-три дня резко увеличить выпуск танков Т-60 для защитников Москвы. И это задание было выполнено. Рабочие смены продолжались по 20-30 часов с перерывами на еду и короткий сон. Ушедших на фронт заменили ветераны, которые были уже на заслуженном отдыхе, женщины и совсем юные учащиеся фабрично-заводских училищ – «фэзэушники».

За первый год войны на завод было принято 11500 новых работников. 19 марта 1942 года за успехи в работе Горьковскому автозаводу был вручен орден Ленина. Лоскутов принял его из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина, который специально для этого приехал в Горький. В конце 1942 года руководство страны отозвало Лоскутова в Москву на ответственную работу. Нужно было срочно разработать меры для восстановления электростанций, находящихся на территории, временно оккупированной врагом. Но в начале июня 1943 года в течение трех ночей гитлеровцы подвергали автозавод бомбардировке и нанесли ему значительный ущерб. Погибли видные руководители производства, рабочие.

Было повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 километров конвейеров и транспортеров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 цеховых подстанций, 28 мостовых кранов. Но даже в этих условиях завод продолжал жить и работать. Государственный Комитет Обороны принял решение вернуть Лоскутова в Горький. И он снова встал во главе автозаводского коллектива. Иван Кузьмич вспоминал, что получил указание сразу же по приезду в Горький прибыть в обком ВКП(б). Но поехал на автозавод.
Не терпелось сразу войти в курс дела, своими глазами увидеть разрушения и понять, какой восстановительный фронт предстоит развернуть. Сто дней потребовалось, чтобы полностью восстановить цеха и начать работать на полную мощность. За быструю ликвидацию последствий налетов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны (ГКО) по выпуску новых видов боевых машин и вооружений, за образцовое снабжение фронта военной продукцией 9 марта 1944 года автозавод был награжден вторым орденом – орденом Красного Знамени.

Третий орден на знамени предприятия – орден Отечественной войны I степени – появился 16 сентября 1945 года.

В годы войны автозаводу 33 раза присуждалось переходящее Красное Знамя ГКО. Оно оставлено предприятию на вечное хранение. 

03 марта 1945 году Лоскутов стал генерал – майором инженерно-технической службы. В разгар войны автомобилестроители уже думали о продукции мирного послевоенного времени и в первой половине1945 года изготовили первые образцы легковой автомашины, которую хотели назвать «Победой». Но на это нужно было получить согласие Сталина. Лоскутов рассказывал: когда автозаводцы показывали автомобиль вождю в Кремле на Ивановской площади, то как бы между прочим высказали желание дать ему имя «Победа».

Сталин среагировал не сразу, походил около легковушки, попыхтел трубкой, а потом сказал: «Конечно, советский народ и наша победа достойны лучшей машины, но раз другой у вас нет, пусть будет эта…».

Сталин прекрасно разбирался в различных видах техники, глубоко вникал в автомобилестроение и, конечно, обратил внимание на слова Лоскутова, что на «Победе» впервые в мире применен безрамный цельнометаллический несущий кузов, к которому крепятся шасси. «Победа» имела еще целый ряд преимуществ перед зарубежными машинами такого же класса. Но на слишком высокое имя претендовали горьковские автомобилестроители, поэтому, все-таки соглашаясь с ними, вождь сразу же направлял их на создание машины еще более высокого класса. Именно так были поняты его слова. И в процессе массового производства автомобиль совершенствовали.

С 1948 по 1953 год – директор Ульяновского автомобильного завода. В 1953 - 1954 годах - начальник технического управления Минмаша СССР. В 1954 - 1955 годах - начальник Глававтопрома МАТСХМ СССР. В 1955 - 1957 годах - член коллегии, начальник производственного управления МАП СССР. В 1957 - 1973 годах - начальник автотранспортного отдела Госплана РСФСР.

Член КПСС с 1919 года. Делегат 18 и 19 съездов ВКП (б). Депутат Верховного Совета РСФСР 1 и 2 созывов.

Скончался и похоронен в Москве на Химкинском кладбище. Но, зная любовь Ивана Кузьмича к Нижнему Новгороду, дочь Светлана Ивановна перевезла горсть земли с могилы отца на Старо-Автозаводское кладбище и поставила там памятник.

Награды: ордена Ленина (1941, 1944), Октябрьской Революции (1971), Кутузова – 2 степени (1945), Отечественной войны – 1 степени (1945), Трудового Красного Знамени (1942), «Знак Почёта» (1966), медали.

Память: в 1996 году улица Автомобильная переименована в улицу Лоскутова в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода. Нижний Новгород, Автозаводский район, улица Лоскутова - 20 - мемориальная доска.