Приветствую Вас Гость!
Суббота, 29.04.2017, 16:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Лесков Н.С.

 
 
Лесков Николай Семенович
 
 (04(16) февраля 1831 – 21 февраля (05 марта) 1895)
 
 русский писатель
 
Родился в семье мелкого чиновника в селе Горохово Орловской губернии. Учился в Орловской гимназии.
С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 году переселился в Санкт-Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов.
В 60-е годы Лесков создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов и повестей: "Погасшее дело" (1862), "Язвительный" (1863), "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница" (1866), пьесу "Расточитель" (1867) и другие, в которых широко показана русская жизнь. В то же время одна из ранних статей Лескова (1862) - о петербургских пожарах - послужила началом его длительной полемики с революционной демократией. Рассказ "Овцебык" (1863), романы "Некуда" (1864; под псевдонимом М. Стебницкий) и "Обойдённые" (1865) направлены против "новых людей".
Лесков пытается доказать тщетность и беспочвенность усилий революционного лагеря, создаёт шаржированные типы нигилистов - в повести "Загадочный человек" (1870) и особенно в романе-пасквиле "На ножах" (1870 - 71). Сам Лесков не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то, что в его романах есть образы нигилистов идеальных. В середине 70-х годов в мировоззрении Лескова происходит заметный перелом. В повести "Смех и горе" (1871) он сатирически изображает социальную действительность царской России. В это время Лесков начинает создавать целую галерею типов праведников - могучих духом, талантливых патриотов русской земли: роман "Соборяне" (1872), повести и рассказы "Очарованный странник", "Запечатленный ангел" (обе - 1873), "Несмертельный Голован" (1880), "Печерские антики" (1883), "Однодум" (1889) и другие.
Праведники Лескова не сочувствователи, а борцы, отдающие себя людям; они - из самой гущи народной. М. Горький писал по этому поводу: "После злого романа "На ножах” литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством... В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм". В творчестве Лескова чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, вера в его творческие силы: сатирическая повесть "Железная воля" (1876), "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (1881) и другие. Левша в "Сказе..." противостоит миру злых кукол, облечённых властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа остаётся за ним. Необычайно оригинален и красочен язык "Сказа...".
Герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Лесковым в повести "Тупейный художник" (1883). Сближение писателя с демократическим лагерем в 80 – 90-е годы ХIХ века усиливается. Лесков идёт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая пересмотру многие свои взгляды и убеждения.
В рассказах "Человек на часах" (1887), "Простое средство" (опубликованы 1917), "Административная грация" (опубликован 1934) и многих другие. Лесков раскрывает произвол государственного аппарата самодержавия, единение реакционных сил в борьбе с инакомыслящими. Много места уделяет Лесков изображению морального облика буржуа: "Чертогон" (1879, под названием "Рождественский вечер у ипохондрика"), "Отборное зерно" (1884), "Грабёж" (1887), "Полунощники" (1891) и другие. В жанре острой политической сатиры написаны повести "Зимний день" (1894), "Дама и фефёла" (1894) и другие. Но идеал Лескова не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости.
Последняя повесть Лескова "Заячий ремиз" (1891 – 94, опубликована 1917)  - сатира на политическую реакцию 80 – 90-х годов. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирической фантастики, Лесков создаёт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся на ловле "сицилистов". Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия. Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, в которой образ раскрывается посредством его речевой характеристики.
По повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" Д. Д. Шостакович создал одноименную оперу (1934; возобновлена в 1962 под названием "Катерина Измайлова").
Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волково кладбище.
 
фотография с сайта «Могилы знаменитостей»
 
Память: именем Лескова названа улица (бывшая улица Пушкина) в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.