Приветствую Вас Гость!
Пятница, 23.06.2017, 03:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Липгарт А.А.

 

Липгарт Андрей Александрович

(04 июня 1898 – 20 марта 1980)

заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат пяти Сталинских премий, конструктор автомобилей

Родился в Москве. В 1915 году поступил в Императорское московское техническое училище (ИМТУ, с 1917 МВТУ, ныне МГТУ), которое закончил лишь десять лет спустя: с 1918 работал в авторемонтных мастерских, в 1920 - болел тифом, а затем был призван в армию, но в 1921 откомандирован для продолжения учебы в МВТУ. С 1925, после окончания МВТУ, и до 1933 работал в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), принимая активное участие в создании первых советских автомобилей - легкового НАМИ-1, трехосного грузового автомобиля прототипа ГАЗ ААА, первого советского троллейбуса и других. В НАМИ он стал главным конструктором автомобильного отдела. Здесь под его руководством работал другой выдающийся конструктор автомобилей и ученый - Андрей Николаевич Островцев, с которым он всю жизнь был в дружеских отношениях. С 1933 по 1951 А.А. Липгарт - главный конструктор Горьковского автозавода (ГАЗ), где под его руководством и при непосредственном участии были созданы грузовые автомобили ГАЗ 51, ГАЗ 63, легковые автомобили ГАЗ М1, ГАЗ 20 "Победа", ГАЗ 12 и другие. Выпуск этих автомобилей позволил отечественной автомобильной промышленности пойти по пути создания оригинальных, надежных и долговечных конструкций. На "ГАЗе" в предвоенные годы закладывается отечественная школа автомобилей высокой проходимости. Этими разработками в отделе главного конструктора руководил Виталий Андреевич Грачев, выдающийся конструктор автомобилей высокой проходимости, с которым Липгарт за командирский автомобиль ГАЗ 64 и бронеавтомобиль БА 64 получил в 1942 Сталинскую премию. Создавалась и другая военная продукция, в том числе легкие танки.                                                                                                                                                                  

В 1943 Липгарт получает вторую Сталинскую премию. В послевоенные годы конструктор был удостоен еще трех Сталинских премий: за разработку конструкции и постановку на производство автомобилей ГАЗ 51 (1947), ГАЗ 20 "Победа" (1950), ГАЗ 12 "ЗиМ" (1951).

Всего на "ГАЗе" за 18 лет под руководством А.А. Липгарта и при его непосредственном участии было разработано и построено 67 экспериментальных моделей, из которых в производство пошли 27. И это был, пожалуй, единственный период (конец 1940-х - начало 1950-х), когда отечественные легковые и грузовые автомобили по большинству показателей не уступали зарубежным, а кое в чем и превосходили. Блестящая техническая эрудиция, глубокие знания производства и технологии, непримиримость к недостаткам, доброжелательность и редкая чуткость к людям снискали Липгарту огромное уважение, признание и исключительный авторитет среди работников автомобильной отрасли.

Был отстранён от должности главного конструктора 15 октября 1951 года и был понижен до заместителя главного конструктора. Причиной стал донос одного из инженеров, который обвинил Андрея Александровича в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий 011». 15 мая 1952 года был уволен и с этой должности и был переведён в город Миасс Челябинской области, на Уральский автозавод рядовым инженером-конструктором. Внёс большой вклад в разработку конструкции автомобиля "УралЗиС-355М", а также в организацию его производства, в т.ч. в использовании штампов с ГАЗа для изготовления металлической кабины нового автомобиля. В 1953 Липгарт стал заведующим кафедрой "Автомобили" МВТУ, преобразовав ее в кафедру "Колесные машины", базовую по машинам высокой проходимости и возвратился в НАМИ в качестве главного конструктора института, а затем становится заместителем директора по научно-экспериментальной работе. Под его руководством было проведено значительное количество работ, определивших техническую политику и перспективы развития отечественной автомобильной промышленности. К ним относятся: разработка перспективных типажей отечественных автомобилей и двигателей на пятидесятые и шестидесятые годы, создание прототипов семейства мощных V-образных четырехтактных дизелей, выпускаемых Ярославским моторным заводом (ЯМЗ), и грузового трехосного автомобиля высокой проходимости для Уральского автозавода, создание карбюраторного двигателя с воздушным охлаждением для легковых автомобилей "Запорожец" и ряд других работ.                                                                                                                                                

Большую научную работу А.А. Липгарт сочетал с педагогической деятельностью, подготовкой инженерных и научных кадров, являлся членом научно-технических советов Министерства автомобильной промышленности, НАМИ и других организаций, а также членом ученых советов ряда ВУЗов и Высшей аттестационной комиссии. Он автор более 70 печатных трудов и научный редактор большого количества монографий и учебников по теории, расчету и конструкции автомобилей и двигателей.                                                                                                                     Скончался в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.                                                                    

Доктор технических наук, член-корреспондент Академии артиллерийских наук (1947), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1958), лауреат пяти Сталинских премий (1942, 1943, 1947, 1950, 1951).                                                                                                                                                             Награды: три ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, медали.                           Память: Нижний Новгород, Автозаводский район, проспект Ленина – 88 - здание УКЭР ГАЗ (ныне - ООО "Объединённый инженерный центр") – мемориальная доска. 

фотографии предоставил Владимир Наместников (Нижний Новгород)