Приветствую Вас Гость!
Среда, 26.04.2017, 10:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Веселовский М.В.

 

Веселовский Михаил Викторович

(25 июня 1901 – 17 января 1959)

 доцент, конструктор аэросаней

Родился в Нижнем Новгороде в семье священника. В марте 1920 года окончил курсы автомобильных механиков. По окончании этих курсов с апреля 1920 года работал помощником шофера автосекции СНХ и после призыва в Красную армию - машинистом электрической станции полка. Командиры подразделения РККА, в котором служил Михаил Викторович рекомендуют его к поступлению высшее учебное заведение для продолжения образования. В 1921 году поступил на механическое отделение в Нижегородский государственный университет и в 1929 году завершил обучение по специальности двигатели внутреннего сгорания. Во время обучения в институте, лето 1922 года работал мотористом моторного катера автомобильной секции СНХ, лето 1923 года механиком по испытаниям авиационных моторов Винто-Моторного отдела ЦАГИ и лето 1924 года - бортмехаником самолета О.Д.В.Ф., где он летом 1925 года совершил совместно с летчиком Васильевым агитполет по губернии на самолете "Фарман". Кроме того в различных организациях значительное время работал по ремонту мотоциклов, автомобилей и мелких стационарных двигателей. В ноябре 1924 года студент Веселовский вступил в ряды Общества друзей воздушного флота (впоследствии ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ). С 1924 по 1929 год состоял членом Президиума авиационной секции Нижегородского Губернского Совета Совавиахима, за работу в котором награжден значком "Активиста Совавиахима". С целью координации работ по маломощным аэросаням и отбора лучших конструкций Центральным Советом "АВТОДОРА" весной 1929 г. был объявлен конкурс на проекты таких аэросаней. По итогам конкурса коллективу студентов и сотрудников Нижегородского Механико-Машиностроительного института и Нижегородского государственного университета в составе М.В. Веселовского, Б.В. Белянина, А.А. Скворцова и В.А. Цветкова, построившим аэросани с мотоциклетным двигателем была выдана поощрительная премия в размере 250 рублей. После окончания университета, с августа 1929 по май 1933 года по распределению он работал в Центральной военно-индустриальной лаборатории (ЦВИРЛ) инженером по двигателям, а затем начальником отдела теплотехники и механического транспорта. С 1927 по 1946 год ведет активную конструкторскую, научную и организаторскую деятельность по созданию аэросанной и глиссерной техники. В этот период им было создано и модифицировано более 35 образцов машин серий ВАМБ, ГГАТ, КМ, РФ и НКЛ и заложены основы нижегородской научно-практической школы транспортного снеговедения. В 1933 году по постановлению Краевого отдела труда М.В. Веселовский был переведен в 5-й Горьковский техникум гражданского воздушного флота (ГГАТ) на должность начальника учебно-производственных мастерских. После переезда в 1936 году авиатехникума из Горького в Саратов производство аэросаней из системы Гражданского воздушного флота перешло в ведение НАРКОМЛЕСА и на Горьковском заводе "Красный металлист" при активном участии М.В. Веселовского (где он с 1936 по 1939 год занимал ряд руководящих должностей) выпускались аэросани улучшенной конструкции "КМ-4" (1936) и "КМ-5" (1939). Аэросани серии КМ участвовали в зимней финской воне 1939-1940 гг. За три месяца до начала Великой отечественной войны производство аэросаней на заводе "Красный металлист" было свернуто. С началом Великой Отечественной Войны (ВОВ) Государственный Комитет Обороны (ГКО) издаёт Постановление № 367 от 2 августа 1941 года "Об изготовлении 4000 аэросаней для Красной Армии". Однако через 17 дней ГКО отменяет это постановление и выпускает новое № ГКО-516сс от 19.08.1941 года "Об изготовлении 5000 аэросаней для Красной Армии". Этим Постановлением ГКО Веселовкий М.В. назначается руководителем вновь созданного в системе Наркомречфлота (НКРФ) опытно-конструкторского бюро по аэросанному производству на базе завода им. Молотова, а производство аэросаней было организованно более чем на 10 судоремонтных заводах Нижегородской области, двух вузах (ГПИ и ГИИВТ) Нижнего Новгорода и 4 заводах Наркомморфлота (НКМФ). За период с 1941 по 1944 год ОКБ НКРФ было разработано и внедрено в производство 6 новых конструкций аэросаней серии РФ и более 10 модификаций аэросаней серии НКЛ, в том числе оснащенных тяжелым минометным и ракетным (НУРС) вооружением. Заводами НКРФ И НКМР с 1941 по 1944 год произведено более 2000 боевых и транспортных аэросаней. За период 1941 - 1944 года было сформировано 70 аэросанных боевых и транспортных батальонов - это 2100 машин (с учетом потерь, восстановительных ремонтов и мобилизационного хранения на вооружении Красной Армии состояло 6000 машин). За два формирования через аэросанные батальоны прошло 300000 членов экипажей и механиков. С учетом десантов за годы Великой отечественной войны общее число бойцов аэросанных подразделений составило 500000. Было создано 2 аэросанных военных училища в Соликамске и Котласе. Аэросанные батальоны принимали участие в боевых действиях на всех фронтах Великой отечественной войны, включая военные группировки обороны Москвы и Сталинграда. За 15 зимних месяцев периода1941 - 1944 годов транспортными аэросанными батальонами было перевезено: более 1 650 тонн боеприпасов, более 100 тонн продовольствия, более 1 000 единиц боевой техники, более 15 000 раненых, около 200 000 бойцов десанта. Наибольшее применение аэросани получили в в зимнюю кампанию 1942/43 г. В этот период они впервые были использованы в значительном количестве как боевые средства. Практика показала, что наиболее успешно аэросанные части действовали на открытой местности: на озёрных пространствах озёр Ладожское, Ильмень, Селигер, замерзших реках, в прибрежных районах моря и в Финском заливе. Аэросанями выполнялись разнообразные боевые и транспортные задачи: 1. Вели разведку местности и противника. 2. Охраняли открытые фланги общевойсковых и танковых частей. 3. Несли патрульную службу по охране побережья озёр и участков, не занятых нашими частями. 4. Во взаимодействии с лыжно-стрелковыми подразделениями преследовали отходящего противника. 5. Охраняли командные пункты и обеспечивали связь. 6. Перевозили подразделения и эвакуировали раненых с поля боя. 7. Подвозили грузы и вооружение к полю боя. 8. Буксировали и перевозили на огневые позиции пулемёты, миномёты и противотанковые орудия. 9. Несли патрульную службу по охране участков, не занятых нашими частями. 10. Ставили дымозые завесы. За успешное выполнение Постановления ГКО Михаил Викторович 22.07.1942 года был награжден орденом "Красной Звезды". С 1946 по 1956 годы под его руководством и при непосредственном участии по заказу Министерства обороны СССР в НПО ГИИ им А.А. Жданова было создано 4 образца первых отечественных гусеничных снегоболотоходов ГИИ и ГПИ, которые легли в основу создания конструкций гусеничных тягачей Горьковского автомобильного завода и Заволжского завода гусеничных тягачей. С 1931 по 1959 годы преподает в Нижегородском механико-машиностроительном, Горьковском индустриальном, Горьковском политехническом институтах автомобильное дело, ведет лекционные и практические курсы по двигателям внутреннего сгорания. 29 октября 1947 г. Высшей аттестационной комиссией (протокол №7 от 05.04.1947 г.) Министерства высшего образования СССР Михаилу Викторовичу Веселовском был выдан аттестат доцента (МДЦ № 03198). С 1949 по 1956 годы заведует кафедрами "Двигатели внутреннего сгорания" и "Гусеничные машины". Веселовским М.В. была подготовлена кандидатская диссертация "История развития аэросанного транспорта и основные направления по повышению его эксплуатационных показателей", в связи со смертью он не успел ей защитить.

Похоронен в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.

Память: Нижний Новгород, Нижегородский район, улица Минина - 24 - мемориальная доска (08.05.2015).