Приветствую Вас Гость!
Вторник, 25.07.2017, 15:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Добровейн И.А.

 

Добровейн Исай Александрович

(15(27) февраля 1891 – 09 декабря 1953)

пианист, дирижёр, композитор 

Родился в Нижнем Новгороде в семье музыканта симфонического оркестра. Настоящее имя при рождении – Ицхок Зорахович Барабейчик. В детстве мальчик был усыновлён дедом И.И.Добровелем и получил его фамилию, которая была впоследствии изменена на Добровейн (от слов "доброе вино"), что соответствовало его мягкому и дружелюбному характеру.

В 5-летнем возрасте впервые выступил как пианист. Его первым музыкальным наставником был отец, затем – педагоги музыкальных классов нижегородского отделения Русского музыкального общества Василий Юльевич Виллуан и Вера Карловна Гофман. В 1901 г. игра 10-летнего музыканта привлекла внимание гастролировавшего в городе известного московского пианиста Давида Соломоновича Шора, который определил его на бесплатное обучение в Московскую консерваторию (окончил в 1911 с золотой медалью).

В первые годы Исай Добровейн учился на младшем отделении у Адольфа Адольфовича Ярошевского, далее у Константина Николаевича Игумнова (фортепиано) и Сергея Ивановича Танеева (композиция). Затем некоторое время совершенствовался в Вене у Леопольда Годовского в Школе высшего исполнительского мастерства.

В 26 лет Добровейн стал профессором Московского филармонического училища по классу фортепиано. Как дирижёр дебютировал в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (1919), дирижировал в Большом театре в Москве (1920-1922). Концертировал как пианист (в том числе в составе трио с Мишей Мишаковым и Григорием Пятигорским).

В детстве Добровейну пришлось испытать на себе унижения и нужду. Эти обстоятельства не могли не вызвать у впечатлительного молодого человека сочувственного отношения к идеям В. И. Ленина о создании такого общественного устройства, которое навсегда отменило бы социальные и иные различия между людьми, покончило с нищетой. Вполне возможно, что Ленин и Добровейн познакомились ещё в 1912 году в Париже на одном из концертов Добровейна. Позднее Горький в своих воспоминаниях "В.И.Ленин" написал:

"Как-то вечером, в Москве, на квартире Е. П. Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейн, сказал: “Ничего не знаю лучше «Арpаssionаtа», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!"

«Аппассионата». Художник Н.И. Жуков (1959)

В 1963 году, используя вышеописанный эпизод, на киностудии "Мосфильм" режиссёром Юрием Вышинским был снят короткометражный фильм «Аппассионата», темой которого стала встреча в октябре 1920 года между Лениным, Горьким и Добровейном. Роль Добровейна исполнил известный пианист Рудольф Керер. Впоследствии Добровейн писал, что в гостях у Горького он исполнял в действительности "Патетическую" сонату. Вероятно, Горький просто перепутал названия сонат, описав этот случай в своём очерке "В. И. Ленин". Рояль же “Bechstein”, купленный Горьким для жены, на котором играли многие из гостей его дома, в том числе и Добровейн, в 1965 году был перевезён в Литературный музей А. М. Горького в Нижнем Новгороде (ул. Минина, 26), где и находится до сих пор.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Добровейна охватили патриотические чувства. Он посещал собрания и митинги, подумывал записаться добровольцем в армию, но вскоре осознал ужас и бессмысленность войны. Тогда он пошёл работать санитаром в больнице Теодора Шимана. Однако, когда в первый раз довелось помогать при операции, он упал в обморок. После этого случая в операционные залы его больше не посылали. Зато он любил беседовать с солдатами, читал им, устраивал для раненых спектакли с их же участием.

В 1916 году в личной жизни Исая Александровича произошли перемены: в декабре он женился на Марии Руперти; брак этот оказался счастливым и долговечным. Добровейн имел добрый нрав, но страдал от застенчивости и нередко был полон неуверенности, страхов, пессимизма, хотя обладал чрезвычайной живостью, любил острить и фантазировать.

Добровейн покинул Россию в мае 1922 года, разочарованный в Советской власти и ущемлённый интригами коллег. Отказ администрации Большого театра продлить с ним договор он воспринял трагично, очень страдал и несколько месяцев ждал, что его позовут обратно… но работать в Большом театре ему уже не было суждено. Позже был приглашён директором Дрезденской Государственной Оперы Фрицем Бушем в качестве второго дирижёра для постановки первой немецкой оперы Мусорского "Борис Годунов". В 1924 году, по приглашению Вильгельма Фуртвенглара, Добровейн руководил Берлинским Филармоническим оркестром, а позднее был назначен музыкальным руководителем Венской Народной оперы и Софийского оперного театра. Во время сезона 1927-1928 гг. Добровейн был также музыкальным руководителем Будапештской Оперы.

Неоспоримым кумиром Добровейна был норвежский исследователь Арктики и всемирно известный гуманист Фритьоф Нансен. Добровейн зачитывался его рассказами о ледяных пустынях Арктики и о приключениях на борту полярного судна "Фрам". Начиная с 1922 года, когда Добровейн покинул Россию, он в своих поездках по Европе пользовался так называемым "нансеновским" паспортом. В 1929 году, когда Добровейн жил в Германии, Нансен помог ему стать гражданином Норвегии. Между ними возникла настоящая дружба. Их первая встреча произошла в 1928 году в Осло, после доклада Нансена в "географическом обществе". Нансен стал часто посещать концерты филармонического оркестра Осло и через некоторое время ввёл Добровейна в группу выдающихся представителей Норвежской культуры и искусства. Эта группа известна под названием "Кружок Люсакерского". В нём Добровейн познакомился с известным норвежском художником Эриком Вереншильдом, который впоследствии написал его портрет. К несчастью, пока этот портрет не удалось обнаружить.

Первое выступление Добровейна в Скандинавии состоялось в 1925 году в Стокгольме, где он дирижировал 2-м Фортепианным концертом Прокофьева. В роли солиста выступал сам автор. Назначение Добровейна главным дирижёром Филармонического оркестра в Осло в 1927 году было встречено с большим энтузиазмом. В обязанности Добровейна также входило приглашение в Норвегию выдающихся мастеров искусств. В связи с этим в Осло прибыли Рахманинов в 1928 году, Стравинский в 1934 и 1935 гг., Горовиц в 1934 и 1935 гг., Мельштейн в 1934 году.

Во время театральных сезонов 1930 -1931 и 1931 - 1932 гг., Добровейн был музыкальным руководителем Симфонического оркестра города Сан-Франциско. Он был постоянным дирижёром Филармонического оркестра в 1932-1935 гг. Одним из кульминационных моментов в деятельности Добровейна было дирижирование 3-м Фортепианным концертом Рахманинова в Нью-Йорке в феврале 1932 года. За роялем снова был сам композитор.

Когда Бронислав Губерман основал Палестинский Симфонический оркестр (позднее Израильский оркестр) в 1936 году, дирижёрами были избраны И. Добровейн и А. Тосканини.

После прихода в Германии к власти нацистов (1933) Добровейны переехали в Осло. Когда Германия оккупировала Норвегию в 1940 году, Добровейну пришлось снова переселяться, на сей раз в Швецию, где он стал главным дирижёром Гётеборгского Симфонического оркестра, а также дирижёром и музыкальным руководителем Стокгольмской Оперы.

После окончания войны он принял участие в основании Лондонского Филармонического оркестра, с которым впоследствии сделал много грамзаписей.

Последний раз Добровейн дирижировал Филармоническим оркестром Осло в декабре 1952 года, за год до кончины. Его последний концерт состоялся 19 января 1953 года, когда он дирижировал Штутгартским оркестром.

Добровейн отличался высокой музыкальной культурой, мастерским владением оркестром, исключительным чувством ритма, артистичностью и ярким темпераментом. Автор многочисленных произведений в духе романтиков и А. Н. Скрябина, среди них поэмы, баллады, танцы и другие пьесы для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром; две сонаты для фортепиано (2-я посвящена Скрябину) и две для скрипки с фортепиано; скрипичные пьесы (с фортепиано); романсы, театральная музыка. Его перу принадлежит также опера «1001 ночь».

Скончался в Осло. Похоронен на кладбище имени Нашего Спасителя (Vår Frelsers).

Могила Исая и Марии Добровейн (Осло, кладбище Vår Frelsers)