Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.05.2017, 04:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Смеляков Н.Н.

 

Смеляков Николай Николаевич

 (01(14) апреля 1911 – 01 апреля 1995)

 лауреат Ленинской премии, государственный деятель

Родился в городе Спасск Рязанской губернии. Его трудовая жизнь началась в 1929 году, когда комсомолец Николай Смеляков после окончания средней школы был направлен учителем в детский дом им. III Интернационала в селе Старая Рязань.

С мая 1930 г. – студент Московского машиностроительного института им. М.И. Калинина. В 1934 году окончил институт и получил специальность инженера механика литейных цехов. С июля 1934 года Смеляков – инженер технолог Коломенского машиностроительного завода.

В декабре 1934 года призван в РККА. С ноября 1935 года работал на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева: сначала технологом, с апреля 1937 года – начальником первого отделения завода, с июня 1938 года – заместителем начальника цеха. Член ВКП (б)с 1939 года.

Участник советско-финляндской войны 1939–1940 гг. Впоследствии об этих событиях Смеляков написал книгу «Зимняя война», которая была издана в Финляндии в 1994 году на финском языке. Главы из книги опубликована на русском языке в 2002 году и в журнале «Военно-исторический архив».

В октябре 1940 года был демобилизован и назначен начальником цеха Коломенского машиностроительного завода. В июне 1941 года Николай Николаевич в составе группы специалистов находился в командировке в Германии в качестве приемщика оборудования фирмы MAN, поставляющей дизели в Советский Союз. В первые дни войны вместе с другими специалистами Н.Н. Смеляков был арестован и заключен в Берлинскую тюрьму, а после отправлен в лагерь, где размещались французские военнопленные. Лишь благодаря содействию Международного Красного Креста группа работников советского торгпредства была освобождена, и 3 июля 1941 года специалисты выехали на родину.

С июля 1941 года Николай Николаевич работал заместителем главного металлурга Коломенского машиностроительного завода. В октябре демонтированное в короткие сроки оборудование и наиболее квалифицированные работники были эвакуированы в г. Киров. В должности директора оставшегося в Коломне предприятия утвердили Н.Н. Смелякова. Коллектив завода был пополнен жителями близлежащих сел, отремонтированы старые станки и налажено производство боеприпасов для обороны Москвы, а также создан цех по ремонту танков. В декабре 1941 года завод изготовил бронепоезд «Коломенский рабочий», который прошел путь от г. Тулы до г. Познань (Польша).

В июне 1942 года Николай Николаевич был переведён в г. Горький на завод «Красное Сормово» на должность заместителя главного металлурга завода. С марта 1943 года – начальник цеха, с октября 1945 года – главный металлург завода, с октября 1950 года – директор завода. В 1955 году под его руководством была введена в эксплуатацию первая в СССР промышленная установка непрерывной разливки стали (УНРС). За это изобретение в 1958 году пять работников завода во главе со Смеляковым стали лауреатами Ленинской премии.

Смеляков стоял у истоков постройки судов нового типа – дизель-электроходов «Ленин» и «Советский Союз», судов на подводных крыльях.

С декабря 1955 года – первый секретарь Горьковского горкома КПСС.  С 22 января по 10 мая 1956 год – министр машиностроения СССР. С июня 1957 года — председатель Совнархоза Горьковского экономического административного района. С декабря 1957 года – первый секретарь Горьковского обкома КПСС.

В октябре 1958 года Н.Н. Смеляков был переведён на работу в Министерство внешней торговли СССР на должность председателя «Амторга» в г. Нью-Йорке (США). С октября 1959 по декабрь 1986 год занимал должность заместителя министра внешней торговли СССР.

Во время работы во Внешторге Смеляков большое внимание уделял организации технического обслуживания советских машин и оборудования за рубежом. По его инициативе было создано объединение «Запчастьэкспорт». Под редакцией Смелякова был выпущен сборник «Техническое обслуживание машин и оборудования зарубежными фирмами».

В 1967 году вышла его книга «Деловая Америка», в которой обобщён материал об организации производства в промышленности и сельском хозяйстве США. Книга была переиздана в 1970 году.

Н.Н. Смеляков способствовал распространению маркетинговых знаний в России в конце 60-х – начале 70-х гг., стоял у истоков создания отечественной концепции маркетинга. В июле 1975 года был советником Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева на Хельсинкском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. Николай Николаевич выступил инициатором создания в феврале 1976 года «Маркетинговой секции» в рамках Торгово-промышленной палаты СССР. Именно эта группа, состоящая из профессионалов в области внешней торговли, стала центром развития и распространения маркетинговых знаний и навыков. По его инициативе в 1974 году в издательстве «Прогресс» вышел первый в СССР переводной сборник «Маркетинг», где содержались наиболее интересные статьи и выдержки из монографий ведущих американских и английских маркетологов. При непосредственном участии секции маркетинга были выпущены первые переводы работ западных маркетологов, в том числе «Маркетинг менеджмента» Ф. Котлера.

В 1975 году вышла в свет книга воспоминаний Н.Н. Смелякова «С чего начинается Родина». Опубликованный в 1980 году в журнале «Дружба народов» очерк Николая Николаевича «Роза ветров» о Франции 1970-х гг., ее внешнеполитических связях и торговле с Советским Союзом удостоен литературной премии журнала.

С 1981 года – член Союза писателей СССР. С января 1987 года – персональный пенсионер союзного значения. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва. Делегат XIX и XX съездов КПСС.

Скончался в Москве. По его завещанию урна с прахом была перевезена и захоронена в г. Спасске Рязанской области, рядом с могилой родителей.

Награды: шесть орденов Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, Отечественной войны I-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», бразильский орден Южного Креста, медали.

Память: в марте 1997 года со стапелей завода «Красное Сормово» был спущен на воду сухогрузный теплоход серии «Россия» № 4 (проект 17310), на борту которого было имя «Николай Смеляков» (ныне называется «Уфа» и ходит под мальтийским флагом).