Приветствую Вас Гость!
Пятница, 23.06.2017, 02:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Автозаводский район

 
Автозаводский район

Автозаводский район Нижнего Новгорода - административное образование в составе Нижнего Новгорода. Располагается в заречной части города, занимая южную её часть. Население на 1 января 2009 года составляет 307 056 человек. Является самым большим по численности населения районом Нижнего Новгорода. Возник на месте деревни Монастырка, в связи со строительством Горьковского автомобильного завода. Делится на несколько микрорайонов. Основные микрорайоны, жилмассивы в составе района: Ворошиловский; Нагулино; Доскино Южное шоссе; Мончегорский; Северный; Гнилицы; Соцгород; Стригино

История района начинается с 1931 года, когда Президиум Нижегородского Краевого Исполнительного Комитета рассмотрел вопрос об организации Райсовета в Автозаводском районе. К тому времени на территории Автозавода проживало около 30 тысяч человек. Учитывая значительное территориальное удаление от остальных районов Нижнего было принято решение о выделении территории Автозавода с находящимися в его районе заселенными участками в особый, четвертый район Нижнего Новгорода. Район был образован из земель Канавинского района Нижнего Новгорода и Дзержинского района Нижегородского края. Первоначально район состоял из рабочего города Автозавода с относящимися к нему поселками Американским, Восточным, Северным, Западным и селениями Карповка, Монастырка, Малышево. Занимаемая им площадь к началу 2-й пятилетки составляла 27.7 кв.км. В 1934 году территория увеличивается за счет включения в черту г.Горького селений Гнилицы, Стригино, Нагулино, а немного позднее - поселка Новое Доскино.
В 1931 году были заселены первые пять жилых домов Соцгорода, началось строительство хлебозавода, фабрики-кухни, школы, прачечной, бани, клуба, столовой. Наряду со строительством жилья и объектов соцкультбыта проявляется забота о здоровье людей, организовывается квалифицированная медицинская помощь жителям района. Так, в 1933 году больница N 1 получает самостоятельное здание на проспекте Ильича и становится многопрофильной. Начинают функционировать такие отделения как: терапия, хирургия, гинекология, детство и родовые койки. В этом же году переезжает в новое здание центральная районная поликлиника.
В 1932 году вступил в строй автомобильный завод, давший жизнь и ставший неотъемлемой частью района. Предыстория его строительства такова. На месте будущего завода, затерявшись среди болот и пустырей, одиноко стояла глухая деревушка Монастырка. В июле 1929 года в Монастырку прибыла правительственная комиссия, которая должна была выбрать место для строительства самого большого в Европе и первого в Советском Союзе автозавода. 2 мая 1930 года в торжественной обстановке в присутствии рабочих - строителей завода, рабочих делегаций из Нижнего Новгорода, Москвы, Дзержинска, представителей партийных, профсоюзных и общественных организаций города состоялась закладка будущего завода. В фундамент замуровали капсулу с актом, в котором было написано: "Нижегородский автомобильный завод станет одной из важнейших социалистических крепостей на Волге”. Завод гигант был построен в рекордно короткие сроки.
1 января 1932 года он вступил в строй действующих предприятий страны. А уже 29 января с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА. Строительство, создание производства и обучение персонала велись в тесном сотрудничестве с американской фирмой "Форд”. В Советское время завод обладал своими подготовленными кадрами: талантливыми инженерами, высококвалифицированными рабочими, опытными руководителями. Горьковский автомобильный завод - крупнейшее предприятие, прославившее Автозаводский район и Нижний Новгород далеко за пределами области. В настоящее время ОАО "ГАЗ” испытывает значительные трудности, которые привели к массовым сокращениям персонала. ОАО "ГАЗ” - один из крупнейших экспортеров Нижегородской области. Ведущее место в товарной структуре экспорта предприятия занимают грузовые автомобили. За годы существования освоено более 100 различных моделей автомобилей, изготовлено свыше 15 миллионов легковых и грузовых машин. В начале 30-х годов, одновременно со строительством завода, строится крупный жилой массив - Соцгород автозавода, Северный и другие поселки. Одни из первых улиц района - проспекты Проспект Кирова и Проспект Ильича.
Сохранившиеся на этих улицах дома кажутся старыми, потемневшими от времени, сейчас они уступают место новым по высоте и красоте, но именно они приняли первых жителей Соцгорода. Острейшая нужда в жилье в те далекие годы привела к тому, что наряду с капитальным жильем было построено большое количество временных жилищ барачного типа. Наряду с такими постройками было возведено ряд зданий, до сих пор поражающих своей величественной красотой, своеобразной архитектурой. К ним, в первую очередь, нужно отнести так называемый радиусный дом (построен в 1935-1937 гг.), здание кинотеатра "Мир” (1933 год) и Дворец культуры, построенный несколько позже. В настоящее время площадь, прилегающая ко Дворцу, является композиционным центром района, к которому сходятся основные автомагистрали.
Суровые испытания легли на плечи автозаводцев в годы Великой Отечественной войны. Но несмотря на разрушения район, вместе со своими предприятиями (в первую очередь автомобильным заводом), людьми, продолжал жить и работать. То, что фашисты крушили ночью, люди восстанавливали днем. Люди трудились, не считаясь со временем. За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации и непрерывный выпуск продукции 9 марта 1944 года автозавод по праву был награжден орденом Красного Знамени. Родина высоко оценила героический труд автозаводцев в завершающий период войны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок коллектив завода в сентябре 1945 года был награжден орденом Отечественной войны I степени. В героической летописи Великой Отечественной войны значатся дела и подвиги автозаводцев. 35 из них стали Героями Советского Союза, 35619 человек награждены орденами и медалями. Память о погибших на фронтах войны автозаводцах всегда будет жить в сердцах всех поколений.
В 1980 году к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне был открыт монумент Славы павшим автозаводцам. Война прервала на время застройку района. В послевоенные годы пришлось потратить много сил и средств на ликвидацию причиненных войной разрушений. Но жизнь не стояла на месте. В начале 50-х годов развернулось строительство крупных массивов двухэтажных 8-16 квартирных домов, что позволило в какой-то мере ослабить остроту нужды в жилье.
В конце 50-х годов произошли резкие изменения в масштабах и в характере жилищного строительства. Почти полностью прекращено строительство малоэтажных домов. В основном начали производиться дома в 4-5 этажей. В эти годы возросло обеспечение жилых зданий водопроводом, канализацией, ваннами. Шло время, возводились новые корпуса завода, а вместе с ним с каждым годом рос и непрерывно менял свой облик район. Из года в год район все больше благоустраивается: строятся  новые кварталы, прокладываются дорожные магистрали, расширяется городской транспорт, ведутся работы по озеленению, освещению.
 
 ПАМЯТНИКИ
БУСЫГИН Александр Харитонович - сквер дома № 19 по проспекту Октября
КИСЕЛЁВ Иван Иванович - площадь имени Киселёва (перед ДК ОАО "ГАЗ")
ПОЮЩЕВ Алексей Иванович - сквер у дома № 1 по улице Поющева
 
 МЕМОРИАЛЬНЫЕ ДОСКИ РАЙОНА
 
БУХАНОВ Алексей Дмитриевич - улица Юрия Смирнова, 13
ВИДЯЕВ Борис Павлович - проспект Ильича, 34-а
ГАГАРИН Юрий Алексеевич - проспект Молодёжный, 1 (здание Дворца Культуры ОАО "ГАЗ")
ГРИНВАЛЬД Исай Михайлович - улица Патриотов, 51 (здание больницы № 13)
КАРПОВ Михаил Павлович - проспект Кирова, 33/а
КЛЕНКОВ Алексей Игоревич - улица Сазанова, 10/а (средняя школа № 179)
КОНОВАЛЕНКО Виктор Сергеевич - проспект Октября, 12
КОНСТАНТИНОВ Сергей Иванович - проспект Молодёжный, 12/а
ЛЕВЧЕНКО Юрий Львович - улица Юлиуса Фучика, 1 (здание Клуба юного автомобилиста) 
ЛИПГАРТ Андрей Александрович - проспект Ленина, 88 (здание "УКЭР" ОАО "ГАЗ")
ЛУНЁВ Дмитрий Алексеевич - улица Лескова, 66/а (здание средней школы № 129)
МАМУТИН Борис Яковлевич - улица Школьная, 6
МИТРЯЕВ Владимир Александрович - проспект Молодёжный, 3/17
ПЛОТНИКОВ Фёдор Васильевич - проспект Молодёжный, 50
ПОЮЩЕВ Алексей Иванович - проспект Молодёжный, 30/а (средняя школа № 126); улица Поющева, 1
ПРОХОРОВ Сергей Иванович - проспект Кирова, 29/а (лицей № 36)
ПУТАНОВ Андрей Евгеньевич - проспект Октября, 14 (средняя школа № 133)
СТРОКИН Николай Иванович - улица Краснодонцев, 1
ФУЧИК Юлиус - проспект Молодёжный, 22
ЩЕГЛОВ Виктор Аркадьевич - улица Сазанова, 10/а (средняя школа № 179)