Приветствую Вас Гость!
Вторник, 25.07.2017, 15:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Покровский Д.Д.

 

Покровский Дмитрий Дмитриевич

 (23 марта 1915 – 06 января 2013)

лауреат Государственной премии СССР

Родился в Москве. До 17 лет проживал с родителями в городе Гороховец (Владимирская область), расположенном на реке Клязьма, и учился в школе при местном судостроительном заводе. Закономерно, что у юноши рано стал проявляться интерес к речному флоту, который затем перерос в стремление стать специалистом в данной области. И вскоре молодой человек уехал поступать в Сталинградский судостроительный техникум.

В 1932 году окончил это образовательное учреждение по специальности "строительство корпусов металлических судов", сулившей хорошую перспективу в связи с происходившими в отрасли переменами: заменой дерева, как основного материала для производства флота, на сталь. Свою трудовую деятельность он начал конструктором в ЦКБ "Речсудопроект" Наркомтяжпрома СССР (в настоящее время - ЦКБ "Вымпел") в городе Горьком (ныне – Нижний Новогород).

В 1940 году в числе первых сталинских стипендиатов Дмитрий с отличием окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта (сейчас – Волжская государственная академия водного транспорта) и устроился на работу на Рыбинскую судоверфь им. Володарского (на современном этапе – "Верфь братьев Нобель").

С 1944 по 1948 год был главным инженером на ряде предприятий Нижегородской области (сначала на Городецком механическом заводе, а затем на машиностроительном заводе "Теплоход" в городе Бор), выпускавших для нужд фронта ручные гранаты, корпуса мин и снарядов для установок "Катюша".

По окончании Великой Отечественной войны работал главным инженером на заводе "Теплоход". Во главе с ним предприятие, несмотря на объективные трудности (недостаток производственных площадей и нехватку опытных кадров), освоило выпуск судовых паровых машин и котлов, коленчатых валов и других крупных деталей, а также впервые внедрило кузнечное производство с использованием уникального ковочно-штамповочного пресса.

В 1948 году Д. Д. Покровский стал главным инженером Волжского грузопассажирского речного пароходства, а в конце 1949 года – начальником Центрального производственного отдела Центрального аппарата Министерства речного флота РСФСР (Минречфлот). В 1951-1953 годах возглавлял Главное управление промышленных предприятий, в 1954-1955 годах – Главное управление судового хозяйства. В тот период Д.Д. Покровский, являясь членом Коллегии Минречфлота, занимался проведением реформы в сфере технического обслуживания флота, когда осуществлялась передача судов на баланс судоремонтных предприятий и ремонтно-эксплуатационных баз, а также внедрение принципа совмещения профессий у плавсостава.

Наиболее ярко инженерный талант и организаторские способности он смог проявить в 1956-1975 годах, занимая пост начальника Главного технического управления Минречфлота. В частности, именно тогда по факту внедрения комплексной автоматизации силовых установок, дистанционного управления и контроля за работой главных двигателей удалось значительно повысить уровень технических характеристик судов, более чем в 2 раза увеличить производительность труда экипажей.

Под руководством Д.Д. Покровского и при его непосредственном участии была подготовлена стратегия дальнейшего развития и совершенствования речного флота; обоснована возможность, определены условия и собственно созданы сами суда смешанного река-море плавания.

С его именем заслуженно связывают множество достижений советского периода, в том числе разработку:

• новых типов судов: комфортабельных пассажирских, на подводных крыльях и воздушной подушке, класса "О" для эксплуатации на водохранилищах, мощных толкачей, крупнотоннажных грузовых, секционных составов;

• принципиально новых и более простых механизмов управления мощными толкачами и крупнотоннажными составами – с помощью поворотных направляющих насадок с раздельным контролем;

• технических средств природоохранного назначения: автономных станций для очистки и обеззараживания загрязненных хозяйственно-бытовых и нефтесодержащих вод, а также станций приготовления питьевой воды;

• методов технико-экономического обоснования и выбора перспективных типов судов для дальнейшего проектирования и строительства.

Настоящую революцию на речном флоте совершили созданные коллективами ученых и конструкторов при непосредственном участии Д.Д. Покровского, не имеющие аналогов в истории судостроения, автоматические сцепные устройства для различных судов, включая мощные толкачи и крупнотоннажные секционные составы.

К началу 1970-х годов речной флот страны был обновлен и в техническом аспекте достиг (а по некоторым показателям даже превзошел) уровня США и других государств. Это – результат многолетней и колоссальной работы, проделанной отечественными специалистами, к которым заслуженно причисляют и Дмитрия Дмитриевича.

В 1972 году был удостоен Государственной премии СССР "За создание и серийное строительство судов нового класса смешанного река-море плавания и за осуществление высокоэффективных бесперевалочных перевозок грузов на внешнеторговых и внутрисоюзных линиях".

Д.Д. Покровский пользовался заслуженным авторитетом не только у судостроителей, но и у всех, кто был рядом с ним, - деятелей науки, техники, культуры и спорта. Его уважали и ценили за высокую эрудицию, опыт, профессионализм.

После выхода на пенсию, с 1976 по 1978 годы работал редактором в журнале "Речной транспорт". В 1978 году был принят в Союз журналистов СССР.

Награды: ордена Трудового Красного Знамени, "Знак почёта", медали. Почетный работник транспорта РСФСР.

Скончался и похоронен в Москве.

Память: в его честь назван танкер класса проекта RST27 дедвейтом в море/реке около 7022/5420 тонн, построенный на заводе "Красное Сормово" и 28 марта 2014 года принятый в эксплуатацию ОАО "Московское речное пароходство".