Приветствую Вас Гость!
Пятница, 23.06.2017, 02:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Малиновский П.П.

 

Малиновский Павел Петрович

(24 апреля (06 мая) 1869 – 01 января 1943)

архитектор

Родился в Нижнем Новгороде в многодетной семье отставного солдата-кантониста, работавшего преподавателем грамоты, конторщиком, корректором в типографии и регентом хора. С 1879 года учился в Нижегородском реальном училище, одновременно подрабатывал, помогая семье – давал уроки, занимался резьбой и копированием чертежей. В 1887 году окончил училище с отличием и в том же году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров (ПИГИ). В институте участвовал в студенческом политическом движении, увлёкся марксистским учением. Окончил ПИГИ в 1892 с золотой медалью и был командирован на государственную службу архитектором в Петербуржский порт. Однако в связи с отказом принять присягу «на верность престолу», был уволен и выслан из столицы в город Кологрив Костромской губернии.

В 1893 году вернулся в Нижний Новгород и устроился архитектором в городскую управу. Началом архитектурной практики Малиновского стало наблюдение за строительством в Нижнем Новгороде здания городского театра по проекту столичного архитектора и преподавателя ПИГИ  В. А. Шрётера. Для качественного исполнения проекта Шрётера Малиновский организовал курсы, где обучал местных маляров, лепщиков, штукатуров и столяров; внёс ряд предложений по изменению проекта, которые были приняты и реализованы. Вскоре Малиновского стали привлекать и к другим архитектурным проектам: он занимался работами по реконструкции Дмитровской башни Кремля и принял участие в строительстве ряда сооружений на Всероссийской выставке 1896 года. Первой крупной самостоятельной работой П. П. Малиновского стало проектирование здания электростанции, которое одновременно использовалось как вестибюль Похвалинского фуникулёра.


В 1900-1904 г. по проекту П. П. Малиновского в Сормове возводится Спасо-Преображенский собор. Он  проектирует собор, беря за основу конструктивную схему византийской архитектуры. Основным элементом ее является купол, покоящийся на сферических «парусах». К центральному подкупольному пространству со всех сторон примыкают четыре полукупола того же диаметра, что и центральный.

Эта конструктивная схема, изобретенная византийскими зодчими в VI веке н. э., дает очень эффектное решение интерьера. Благодаря угловым сферическим «парусам» создается впечатление, что купол как бы парит в воздухе, и той тяжести и массивности, которые свойственны обычно сводчатым и купольным перекрытиям, здесь не чувствуется. В фасадах очень хорошо просматривается вся конструкция здания.

Решение о строительстве нового собора было принято в марте 1898 года. К разработке проекта привлекли Павла Малиновского. Сегодня кажется невероятным, но автором религиозного здания стал ярый революционер-большевик. Вполне возможно, что именно по идейным соображениям он внезапно и без видимых причин в 1903 году оставляет работы по строительству храма. Для их завершения был приглашен новый архитектор академик Василий Косов, один из главных строителей Храма Христа Спасителя в Москве. Строился Сормовский собор во многом на народные деньги – рабочие Сормовского завода отдавали 1 копейку с каждой зарплаты, что составляло 1% месячного заработка, поэтому в народе за церковью закрепилось «прозвище»  – Копеечная.

В том же 1903 году величественная громада собора предстала перед людьми во всей красе. Спроектированный в модном на рубеже веков неовизантийском стиле, собор строился с помощью новейших для того времени технологий: своды куполов были сделаны из железобетона.

Из других архитектурных работ П. П. Малиновского, выполненных им в 1901 – 1904 годах, следует в первую очередь отметить клуб инженеров и служащих Сормовского завода (ныне Дом пионеров Сормовского района), жилой дом для сотрудников завода, расположенный рядом с клубом, и так называемый "Народный дом".

В 1908 году переехал в Москву. Работал помощником архитектора М. К. Геппенера, участвовал в строительстве сооружений московского трамвая. После октябрьской революции возглавлял комиссию Моссовета по охране памятников искусства и старины, работал гражданским комиссаром Кремля. С 1921 года работал в Госплане, затем в различных строительных организациях, возглавлял Управление городского и сельского строительства Комгосоора. В конце 1920-х – начале 1930-х годов состоял в комиссии по стандартизации Совета Труда и Обороны, где занимался выработкой общесоюзных норм и технических условий строительного проектирования.

Скончался и похоронен в Москве.