Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 20.08.2017, 14:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Нестеров А.А.

 

 

Нестеров Аркадий Александрович

(14 декабря 1918 – 03 августа 1999)

 Народный артист РСФСР, композитор, Почётный гражданин Нижнего Новгорода и г. Гагарин Смоленской области

Родился в городе Гжатск (ныне Гагарин) Смоленской области. Доктор искусствоведения. Ученик В.Я. Шебалина, председатель правления хорового общества Горьковской области (1958 – 1964), председатель правления Верхневолжской организации СК РСФСР (1965 – 1995). С 1948 года - преподаватель Горьковской консерватории, с 1951 года - заведующий кафедрой теории музыки и композиции, с 1972 года - ректор, с 1975 года - профессор.
Награды: ордена "Трудового Красного Знамени" (1961), Отечественной войны 2-й степени (1985), Октябрьской революции (1986), медали. Почётный гражданин города Гагарин Смоленской области (29.12.1998).
Звание «Почетный гражданин города Нижнего Новгорода» присвоено решением Нижегородского городского Совета народных депутатов от 24 апреля 1991 года № 4/6.
Сочинения: Оперы "Кузьма Минин" (1948 г.), "Летят журавли" (1970 г. - Горький), "Современная пастораль" (Пастух и пастушка", 1985 г. - Горький); балет "Тимур и его команда" (1956 г. - Горький), 5 кантат; 2 симфонии для оркестра (1947, 1963 гг.); поэма-фантазия "Буревестник" (1952 г., 2-я редакция - 1968 г.); поэма "Белая береза" (1951 г.); концерты с оркестром - для тромбона (1952 г.), для трубы (1972 г.), для валторны (1986 г.); камерно-инструментальные ансамбли; хоры, романсы, песни, музыка к спектаклям драматического театра, обработка народных песен.
Память: на доме № 6 по улице Варварская (Нижегородский район Нижнего Новгорода), где проживал композитор, установлена мемориальная доска.
Аркадий Александрович Нестеров родился в Гжатске Смоленской области. Первоначальное музыкальное образование получил в Москве, будучи воспитанником взвода трубачей кавалерийского полка. В 1939 году окончил композиторское отделение музыкального училища имени Гнесиных (класс Е.О.Месснера), в 1948 - Московскую консерваторию по классу композиции профессора В.Я.Шебалина. Общение в годы учебы с этим выдающимся музыкантом и другими корифеями отечественной музыки - Д.Д.Шостаковичем, Н.Я.Мясковским - оставило глубокий след в творческом сознании будущего композитора, оказало решающее воздействие на формирование его художественных взглядов.
С 1941 по 1946 год Нестеров в рядах Советской армии, участник Великой Отечественной войны.
По завершении образования композитор в 1948 году приезжает в Горький, где протекает его последующая интенсивная творческая, педагогическая и общественная деятельность. Нестеров преподает в консерватории, заведует кафедрой теории музыки, а позже созданной им кафедрой композиции, руководит консерваторией в качестве ректора, ведет большую работу по воспитанию творческой молодежи. В классе профессора А.А.Нестерова получили профессиональное композиторское образование свыше 50 человек.
За 60-летний период творческой деятельности, плодотворно начавшийся еще в студенческие годы, композитором накоплен обширнейший багаж, в жанровом отношении исключительно многогранный. Главное место занимают симфоническая и оперно-театральная музыка - оперы, балеты, симфонии, симфонические поэмы, концерты, многие другие сочинения. Интерес к театральному жанру получил выражение и в создании музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам. Многочисленны хоровые и вокальные произведения, в том числе кантаты, хоры, романсы, песни. Среди камерных инструментальных сочинений - струнные квартеты, квартет для деревянных духовых инструментов, пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели, тромбона, баяна.
Нестеров - композитор, тяготевший к широкой, общественно-гражданской тематике. Величественные страницы прошлого России нашли яркое отражение в опере "Козьма Минин" по драматической хронике А.Н.Островского. Нижегородскому Сормову посвящены Вторая симфония Нестерова - монументальное произведение, проникнутое драматическим пафосом революционных событий. Образы революции запечатлены им и в симфонической поэме-фантазии "Буревестник" (по М.Горькому), в музыке к драматическим спектаклям.
Тема Великой Отечественной войны, героической борьбы с фашизмом особенно близка А.Нестерову. Глубокое воплощение получила она в операх "Летят журавли" по пьесе В.Розова "Вечно живые" и "Пастух и пастушка" по одноименной повести В.Астафьева (обе они поставлены Горьковским театром оперы и балета - 1970 и 1985 г.г., "Летят журавли", кроме того, Башкирским оперным театром в Уфе - 1975 г.), симфонической поэме "Белая береза" (по одноименному роману М.Бубеннова), вокально-симфоническом цикле "Земля героев", хоровом вокализе "Памяти павших" и целом ряде других сочинений. За создание произведений, посвященных героико-патриотической теме, композитор удостоен серебряной медали имени А.В.Александрова.
Образы Родины, мирной жизни и труда, жанровые зарисовки, природа, лирика предстают в вокальных и хоровых произведениях Нестерова. Много песен написано о городе, в котором он жил, о нижегородцах (среди них цикл "Песни родного края"). Этой же теме посвящены кантаты "Земля нижегородская", "Автозаводцы".
Романсы Нестерова на стихи русских поэтов - Пушкина, Лермонтова, А.К.Толстого, Цветаевой, камерно-инструментальная музыка характеризуется лирическим тоном, особой теплотой поэтического высказывания. Лирическое начало глубоко проникает и в другие произведения композитора. Внутренний духовный мир нашего современника запечатлен в романсах на стихи поэта-нижегородца В.Половинкина. Рельефные образные контрасты, драматургический размах отличают струнные квартеты, виолончельную сонату, "Лирическую балладу" для скрипки и фортепиано.
В сфере инструментальной музыки специального внимания заслуживает получившая широкую известность целая группа концертов для медных духовых инструментов (трубы, валторны, тромбона, бас-тромбона, тубы) с симфоническим оркестром, в качестве солирующих довольно редких в практике концертного жанра по сравнению с традиционными фортепиано, скрипкой, виолончелью. В юности сам хороший трубач (чему он обязан своим первоначальным воинским воспитанием и урокам у такого специалиста, как профессор М.И.Табаков, которые получал в музыкальном училище одновременно с занятиями по композиции), Нестеров в совершенстве постиг природу оркестрово-духового инструментария. Особенно большое распространение получил тромбоновый концерт, неоднократно изданный (в том числе в США), вошедший в постоянный репертуар сильнейших отечественных и зарубежных тромбонистов.
Большое внимание композитор уделял музыке для детей и юношества. Балет "Тимур и его команда" по повести А.Гайдара, дважды поставленный на горьковской сцене (1956 и 1974), хоровая кантата "Мальчишки и солнце" (слова М.Мараша), детские хоры выразительно раскрывают богатый мир ребячьих мыслей и чувств.
Еще одна область - собирание и обработка русских народных песен, одним из выражений чего стал созданный композитором сборник народных песен нижегородского края. Любовь к народному искусству Нестеров пронес через все творчество, и это благотворно сказывается на строе его музыки - глубоко национальной в своей основе.
Сильная и открытая эмоциональность - примечательная черта нестеровских сочинений. Мелодизм языка, мелодическая протяженность, певучесть придает им непосредственность выражения, задушевность и искренность. При всем этом музыкальный язык по-современному остр и импульсивен.
Ясность и доступность музыки соединяются у Нестерова с высоким профессиональным мастерством. Масштабность образного воплощения, драматургическая насыщенность, интенсивное музыкальное развитие, большое полифоническое и оркестровое искусство - неотъемлемые качества его композиторского письма.
Творческую и педагогическую деятельность А.А.Нестеров совмещал с широкой общественной. С 1965 года и до конца жизни он на бессменном председательском посту возглавлял Нижегородскую (первоначально Верхневолжскую) композиторскую организацию, входил в руководящие органы Союза композиторов СССР и России, неоднократно избирался народным депутатом разных представительских уровней.
Вклад Нестерова в отечественную музыку, в нижегородскую музыкальную культуру велик и значителен. Заслуги его в развитии музыкального искусства, в подготовке и воспитании музыкальных кадров отмечены правительственными наградами, присвоением ему званий народного артиста России и заслуженного деятеля искусств двух республик Поволжья - Чувашской и Мордовской. Он почетный гражданин и лауреат премии Нижнего Новгорода. Основные сочинения: Музыкально-театральные: оперы "Козьма Минин" (1948), "Летят журавли" (1970), "Пастух и пастушка" (1985); балеты "Тимур и его команда" (1956), "Хореографический дивертисмент" (1967).
Для симфонического оркестра: две симфонии (1947, 1963); симфоническая поэма "Белая береза" (1952); симфоническая поэма-фантазия "Буревестник" (1968); "Молодежная увертюра" (1953); две балетные сюиты (1957, 1958); Фуга; "Торжественный прелюд"; концерты - для тромбона с оркестром (1952), для трубы с оркестром (1972), для валторны с оркестром (1986), для тубы с ор-кестром (1991), для бас-тромбона с оркестром (1995).
Вокально-оркестровые и хоровые: кантаты - "Сказ о счастье народном" (1950), "Немеркнущий огонь" (1967), "Мальчишки и солнце" (1968), "Земля нижегородская" (1971), "Автозаводцы" (1981), "Светорусье" (1992); "Земля героев" - три поэмы для голоса с оркестром (1961); хоровой цикл "Весенние всходы" (1988); два сборника хоров (1950, 1958); детские хоры; хоровые обработки русских народных песен.
Камерно-инструментальные: Три струнных квартета (1939, 1941, 1960); Трио для скрипки, альта и виолончели (1998); Квартет для деревянных духовых инструментов (1990); Брасс-квинтет (1993); Каприччио на две волжские темы для пяти тромбонов и тубы (1959); Три поэмы, прелюдии - для фортепиано; "Лирическая баллада" для скрипки и фортепиано; Соната для скрипки соло (1994); Соната для альта соло (1997); Соната для виолончели соло (1964); "Драматическая поэма", Легенда, Скерцо - для тромбона и фортепиано; Импровиза-ция и этюд для тромбона соло; Былина - для баяна.
Камерно-вокальные: романсы на стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Толстого, М.Цветаевой, А.Коваленкова, В.Половинкина и др.; песни; обработки русских народных песен.
Музыка к спектаклям и радиопостановкам "Царь Юрий", "Федор Волков", "Печорин", "На горах", "Летчик Петр Нестеров", "Вьюга", "Посольский дневник", "Панфиловцы" и другие.
(по страницам сайта Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки)