Приветствую Вас Гость!
Суббота, 19.08.2017, 18:08
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Ростовцев И.А.

 

Ростовцев Иван Алексеевич

 (09 (21) августа 1873 – 15 июня 1947)

 Народный артист РСФСР, режиссёр театра

Родился в селе Мартово Нижегородской губернии (ныне Павловского района Нижегородской области) в семье безземельного крестьянина. Его отец служил церковным сторожем, а сына определил в духовную семинарию. Но учёба пришлась ему не по душе, и поэтому он часто сбегал с занятий. Вместо учёбы он стал ходить в городской театр на репетиции, и уже в 19 лет вступил в труппу Нижегородского театра. Изначально он работал суфлёром, чуть позже – актёром, а с 1900 года начал режиссёрскую работу.

Ему необычайно повезло – театральное дело в Нижнем в 90-е годы находилось на высоком уровне, его непосредственным театральным «крёстным отцом», педагогом, а впоследствии и большим другом стал Николай Иванович Собольщиков-Самарин, выдающийся организатор театрального дела в России, реформатор провинциальной сцены. Собольщиков разглядел в даровитом молодом человеке будущего режиссёра.

В его творческой биографии были Владикавказ, Новороссийск, Новочеркасск, Псков, Ростов-на-Дону. В годы Первой Мировой войны он работал одновременно режиссёром и антрепренером Волковского театра в Ярославле. В первые послереволюционные годы он организовал в Москве «Первый московский рабочий театр им. Н.Э. Баумана».

В дальнейшем Ростовцев возглавлял театры в крупных провинциальных городах. После Октябрьской революции 1917 активно участвовал в создании советского театра. Был основателем и художественным руководителем целого ряда региональных театров, таких как Архангельский (1931–1933), Горьковский (1933–1934), Ивановский, Куйбышевский, Смоленский, Саратовский театры, а также в 1934 – 1935 и 1942 – 1947 годах возглавлял Ярославский драматический театр им. Ф. Г. Волкова.

Ростовцев, будучи одним из крупнейших режиссёров русской периферии, ставил главным образом русскую классическую и советскую драматургию. Особую известность получили его постановки пьес М. Горького, к творчеству которого Ростовцев неоднократно возвращался. Он отказывался ставить развлекательные и пустопорожние пьесы. Один из первых конфликтов Ростовцева с городской управой Ярославля возник из-за попытки режиссёра и антрепренера максимально демократизировать театр, сделать его истинно народным. Всю жизнь Ростовцева объявляли тяжёлым, «неуживчивым» человеком.

О профессии режиссёра он высказывался своеобразно: «Наша, брат, должность – кучерская... Режиссёр на козлах, а перед ним – тройка или там шестерик – сиречь артисты; в шарабане – седоки – сиречь зрители... И ты гонишь тройку по увалам, кочкам, стараясь не загнать лошадей и не вывалить седоков, да ещё приехать к станции как раз к первому звонку… Ты должен знать, куда едешь, кого везёшь, какая упряжка... И лошади должны быть досмотрены – их и приласкать надо, и в строгости держать, однако так, чтобы холку не натереть, или, упаси боже, хребет не сломать... Да смотри, попадётся какая норовистая – сама задаст жару! Вот и выходит, что должность наша воистину самая кучерская...»

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). 13 мая 1944 года, за особые и выдающиеся заслуги перед советским театром, Ростовцеву было присвоено звание Народного артиста РСФСР.

Среди режиссёрских работ Ростовцева: по Максиму Горькому («На дне», «Варвары», «Мещане», «Старик», «Враги», «Последние», «Васса Железнова», «Чудаки»), по А.И. Островскому («Таланты и поклонники», «Волки и овцы», «Бешеные деньги»), а также «Вишнёвый сад» А. Чехова, «Русские люди» К. Симонова, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва, «Полководец Суворов» И. Бехтерева и А. Разумовского, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Страх» А. Афиногенова, «Кремлёвские куранты» Н. Погодина, «Обыкновенный человек» Л. Леонова.

Скончался в Ярославле. Похоронен на кладбище "Тугова Гора".