Приветствую Вас Гость!
Суббота, 24.06.2017, 11:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Лавочкин С.А.

 

Лавочкин Семен Алексеевич

(11 сентября 1900 – 09 июня 1960)

советский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-технической службы (1942), дважды Герой Социалистического Труда (1943 и 1956)

Семен Алексеевич (Айзикович) Лавочкин родился в Смоленске. Его отец был меламедом, а Семен с юных лет он мечтал о самолетах. Об этой любви Лавочкина хорошо знали и в полку, где он служил во время Гражданской войны.
И когда в 1920 году была объявлена мобилизация авиаспециалистов в промышленность, командование отправило его на учебу в МВТУ им. Баумана. После защиты дипломного проекта в 1927 году Лавочкин попал в КБ Ришара. Проработал он там недолго - ушел вместе с заместителем Ришара, Лавилем, в Бюро новых конструкций (БНК). После закрытия бюро Семена Алексеевича перевели в ЦКБ, в бригаду В.А.Чижевского.
Еще через год он попал в КБ Д.П.Григоровича, а потом его сманил к себе Л.В.Курчевский, предложив вместе с С.Н.Люшиным разработать пушечный истребитель - ЛЛ. Там Лавочкина приметил Туполев и пригласил работать в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП).
В 1939 году Лавочкин становится главным конструктором по самолётостроению. В 1940 году совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым он представил на испытания истребитель ЛаГГ-1 (И-22), который после доработок был запущен в серийное производство под наименованием ЛаГГ-3 (И-301). При их разработке Лавочкин впервые в СССР широко использовал новый особо прочный материал - дельта-древесину. С началом войны понадобились самолеты с более мощными двигателями - Лавочкин создал и такие: переделав ЛаГГ-3 под двигатель Шаврова, он разработал конструкции самолетов Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7.
Эти машины стали одними из лучших самолетов Второй мировой войны и сделали имя Лавочкина известным всему миру. Надёжный двигатель воздушного охлаждения, имевший высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта, обеспечивал также и защиту лётчика в передней полусфере обстрела.
Именно на истребителях конструкции Лавочкина И.Н.Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта. В послевоенные годы под руководством Лавочкина были созданы несколько моделей реактивных серийных и экспериментальных истребителей, в т.ч. Ла-160 - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом и Ла-176, который впервые в СССР 26 декабря 1948 достиг скорости полёта, равной скорости звука. Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолетом Лавочкина.
Большинство словарей и энциклопедий описывают заслуги Семена Алексеевича только в авиации - его деятельность по созданию ракет для систем противовоздушной (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО), а также крылатых ракет, оказалась столь засекреченной, что о ней почти нигде не упоминается. Сказалось и замалчивание роли Лавочкина со стороны конкурентов. А между тем, Пауэрс был сбит ракетой, созданной именно в КБ Лавочкина.
Ракеты Лавочкина использовались тогда в системах С-25 и С-75 двух колец круговой противовоздушной обороны Москвы. Межконтинентальной ракете Р-7 генерального конструктора Королева Лавочкин противопоставил самолет-снаряд "Буря" (крылатая ракета) с высокими по тем временам характеристиками - скоростью свыше 3 000 км в час на высоте 20 километров. Комплекс состоял из самолета-матки с двумя ракетными двигателями и крылатой ракеты, корпус которой был выполнен из ранее неиспользуемого в авиации жаропрочного титана. Самолет-матка с крылатой ракетой "Буря" взлетал вертикально, как ракета.
Полет от самолета-матки "Буря" начинала на высоте чуть ниже 20 километров. По мере выгорания топлива самолет-снаряд забирался все выше и продолжал полет на высоте более 20 километров. Отклонение "Бури" от цели составляло не более 1 км на дистанции 8000 км, что для ядерного заряда - несущественно. Однако авторитет Королева был настолько высок, что на вооружение пошла его громоздкая, малонадежная и безумно дорогая Р-7 вместо экономичной системы "Буря".
Впоследствии Лавочкиным была создана система ПВО "Даль". На первом этапе ее испытаний безрезультатно пали три десятка радиоуправляемых самолетов-мишеней. Ракеты "земля-воздух" с головкой наведения, созданной по украденным в Англии чертежам (об этом упоминается в воспоминаниях главного конструктора систем противоракетной обороны Григория Кисунько), проходили в 10-15 км от самолета. Ракет "воздух-воздух" в Советском Союзе тогда еще не было. Григорий Кисунько пишет: "Авторы локатора наведения в министерстве радиопромышленности и их министр Калмыков насмерть стояли, доказывая, что их локатор работает идеально.
После очередного неудачного пуска ракеты Лавочкину вкатили партийный выговор на Президиуме ЦК КПСС. От тяжело больного главного конструктора системы "Даль" потребовали немедленно вылететь на полигон Сары-Шаган в казахстанской пустыне около озера Балхаш". Но в Казахстане наведение ракеты Лавочкина с помощью кинотеодолитов прошло успешно. Стало понятно, что ошибался локатор из "калмыковского" министерства, а не Лавочкин.
Но больное сердце главного констуктора не выдержало. Семен Алексеевич Лавочкин скончался от инфаркта прямо на полигоне.
Лауреат Сталинских премий 1941, 1943, 1946 и 1948 годов, награжденный тремя орденами Ленина и орденом Красного знамени, генеральный конструктор после смерти был удостоен лишь короткого некролога, утвержденного в ЦК КПСС. После выступления Н.С.Хрущева в декабре 1960 на Сессии Верховного Совета о нецелесообразности развития авиации, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое прекращало все работы по новым перспективным самолетам.
В ОКБ Лавочкина была закрыта работа над всепогодным перехватчиком Ла-250 "Анаконда" и МКР "Буря", а само КБ было передано во вновь образованное Министерство общего машиностроения. Талантливому заместителю генерального конструктора - Заксу, другим сотрудникам не было дано права на продолжение дела Лавочкина... Только спустя несколько лет имя Семена Алексеевича Лавочкина было присвоено научно-производственному объединению, образованному на базе ОКБ, и улицам в Москве и Смоленске.
Награды: три ордена Ленина, два ордена Суворова, орден Красного Знамени, медали. Депутат Верховного Совета СССР 3 — 5-го созывов. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1948).
 
похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (фотография с сайта "Могилы знаменитостей").
 
Память: на доме № 16 по улице Чаадаева в Московском районе Нижнего Новгорода, где в годы Великой Отечественной войны проживал и работал конструктор, установлена мемориальная доска.