Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.05.2017, 04:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Лондон Т. И.

 


Лондон Теодор Исаакович

(03(16) июня 1914 - 11 февраля 1994)

театральный режиссёр, заслуженный артист РСФСР

Родился в еврейском местечке на территории современной Литвы. В 1924 году семья перебралась на жительство в Нижний Новгород. Подростком учился в школе ФЗО, там увлёкся театром, постановкой на сцене «живых газет». В 1933 году Теодор поступил актёром в Театр рабочей молодежи (ТРаМ) при Нижегородском автозаводе, затем - в Горьковский передвижной драматический театр имени В. П. Чкалова, режиссёром которого был известный московский поэт, служитель Вахтанговского театра П. Г. Антокольский. Живой, ищущий новых форм коллектив постоянно передвигался, забираясь в самые отдалённые уголки области.  Они расставляли свои декорации на сцене деревенского клуба, а то и прямо в поле под открытым небом, и представление начиналось.
С началом Великой Отечественной войны театр стал фронтовым: вёл культурно-художественное «обслуживание» частей и гарнизонов Московской зоны обороны. Для концертных выступлений актёры Т. И. Лондон и Н. Г. Куличенко написали сценарий большого представления - фронтовое обозрение «Николай и Ермолай», которое зрители принимали на «ура». Театр показывал спектакли: «На дне», «Павел Греков», «Адмирал Нахимов», «20 лет спустя», «Жди меня», «Давным-давно» и другие. Теодор Лондон к этому времени уже стал пробовать свои силы и в драматургии. В 1942 году он написал пьесу «Козьма Минин».
Проработав три с половиной года в действующей армии, Горьковский передвижной драматический театр имени В. П. Чкалова обосновался в Томске. Там родился новый театр. В его репертуаре шли спектакли «На дне» А. М. Горького, «Лес» А. Н. Островского, «Сады цветут» по пьесе В. З. Масса. Позднее молодой актёр, пробуя силы в режиссуре, поставил в Томске спектакль по пьесе П.-О. Бомарше «Женитьба Фигаро», сыграв в нём главную роль.
По предложению П. Г. Антокольского первый послевоенный сезон в Томске решили открыть спектаклем по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». Много лет спустя Антокольский посвятил Теодору Лондону своё стихотворение, вспоминая блестяще сыгранную им роль Ромео:

        АКТЁР

                                                                Т. И. Лондону
1

Ну вот, и молодость прошла! 
А хочется начать сначала, 
Чтобы по всем дорогам мчало 
И ливепь лил и вьюга жгла, — 

Чтобы по зимнему шоссе 
Шли пятитонки фронтовые, 
Увиденные, как впервые, 
В первоначальной их красе, — 

Чтоб сгоряча и впопыхах, 
Во мгле фанерного барака, 
Шли, как мальчишеская драка, 
Агитки в прозе и в стихах, — 

Чтобы комедия пестро 
Вела к развязке ровно в полночь 
И кончился удачей полной 
Безумный день для Фигаро... 

Других ролей я не сочту. 
Они — как волн соленых пена — 
Одна другую постепенно 
Выталкивали в пустоту.., 

Но есть одна — дороже всех, 
Загадочная и простая, 
С художниками вырастая, 
Сулит им радость и успех. 

Ее не знают назубок, 
Не учат в обществе партнеров, — 
Нет, у нее капризный норов, 
А смысл возвышен и глубок. 

Названье этой роли — Жизнь! 
Противница малейшей фальши, 
Сама подскажет, что в ней дальше! 
А взялся за неё — держись.

2

Я, кажется, вычитал сказку из книг, 
А может быть, вспомнилось детство. 
Начнем же, товарищ мой и ученик, 
Попробуем в сказку вглядеться! 

Мерцает кирпичная кладка стены. 
Пуста и неприбрана сцена. 
Но реют над ней благородные сны, 
А полночь всегда драгоценна. 

Начнем же, товарищ! Войди и окинь 
Глазами гостей Капулетти. 
Здесь некогда Гаррик влюблялся, а Кин 
резумствовал в прошлом столетье. 

Пошла репетиция. Дверь на запор. 
Свершается пиршество наше. 
Вас двое влюблённых, и вы до сих пор 
Не венчаны в келье монашьей. 

Джульетта твоя молода и нежна. 
Свисают шпалерами розы. 
Но горе! — навеки уснула она 
В смертельных объятиях прозы. 

Но горе! — едва только грянула мощь 
Оркестра и белого ямба, — 
Сквозь крышу закапал невежливый дождь, 
И чахнет дежурная лампа. 

И сцена пуста. Ни кулис, ни холста, 
Ни кубка, ни шпаги, ни пира... 
Одна только крыса жива, да и та 
Похожа на ведьму Шекспира. 

Начнём же, товарищ! Два зрителя есть: 
Та крыса, разносчица сплетни, 
Да в ложу вверху ухитрился пролезть 
Твой сын, мальчуган восьмилетний. 

Он в мокрых трусах возвратился с реки, 
Забыл о затеянной драке, 
И фосфоресцируют, как светляки, 
Глаза мальчугана во мраке. 

Когда-нибудь, лет через десять, ему 
Припомнится старая сказка: 
Вон кресел ряды убегают во тьму, 
Вон старый их бархат истаскан... 

Летят облака по кирпичной стене, 
Стена ли проносится мимо, — 
А может быть, только приснилась во сне 
Таинственная пантомима? 

Когда эту сказку он сможет прочесть, 
Испишется наша страница... 
Ну что ж! Для художника высшая честь — 
Кому-то моложе присниться.

В 1950 году Т. И. Лондон вернулся в Горький и, немного поработав на сцене ТЮЗа Горьковского автозавода, в 1951 году был принят в труппу дзержинского театра. Вскоре Теодор Исаакович на одном дыхании написал свою инсценировку по повести Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Он не раз безуспешно предлагал её Н. А. Покровскому и В. Л. Эдлину-Витальеву - тогда главным режиссёрам Горьковского театра драмы и ТЮЗа соответственно. Спустя некоторое время Лондон познакомил со своей инсценировкой режиссёра дзержинского драмтеатра Филиппа Алексеевича Лещенко. Драматург и режиссёр вложили немало душевных сил, чтобы инсценировка обрела наконец достойное сценическое воплощение. Автор пьесы отправился в Москву на приём к заведующему сектором отдела культуры при ЦК ВКП(б) П.А. Тарасову. Только после разговора с ним сценарий утвердили, пьесу разрешили к постановке. 
22 февраля 1954 года состоялась премьера спектакля. Ещё никогда не было так трудно попасть в театр всем желающим. Спектакль получился на редкость ярким, целостным и воспринимался зрителями на едином дыхании. О спектакле дзержинцев заговорили в театральных кругах, о нём восторженно писали критики. Сам Т. И. Лондон сыграл главную роль - Алексея Мересьева.

Т. И. Лондон (справа) в спектакле "Настоящий человек". В роли комиссара Воробьёва - артист В. П. Мачкасов.

В 1954 году коллектив театра пригласили в Москву сыграть этот спектакль на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола. И снова небывалый успех! На московской премьере побывал писатель Борис Полевой, оставил восхищённый отклик. Л. М. Каганович, занимавший тогда высокий пост в правительстве, после спектакля прошёл к актёрам за кулисы и сказал им: «Молодцы растяпинцы! Утёрли нос столичным артистам». Инсценировка спектакля была записана на Всесоюзном радио. 
Вскоре режиссёру-постановщику Ф. А. Лещенко, исполнителям главных ролей Т. И. Лондону и В. П. Мачкасову было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР». Спектакль гремел на всю страну. Но лишь спустя некоторое время после триумфа в Москве, его премьера состоялась и в Горьком.
А в июле 1957 года театр из Дзержинска вновь был приглашён на гастроли в столицу. На этот раз коллектив представил на суд москвичей инсценировку Т. И. Лондона по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина» в постановке режиссёров театра Б. А. Черкасского и Л. А. Лукацкого. Одну из главных ролей - коммуниста Семёна Давыдова - вновь с большим успехом сыграл Теодор Лондон. 
В 1961 году Теодор Исаакович оставил Дзержинск и поступил в Ногинский областной театр. Здесь он выходил на сцену в ролях Шварца в «Потерянном сыне» А. Арбузова, доктора в спектакле «Время любить» В. Пановой, Хагерта в спектакле «В стане врага» М. Стадника и многих других.
В 1966 году Т. И. Лондон осуществил на ногинской сцене свою заветную мечту: поставил инсценировку по произведению Константина Михайловича Симонова «Дым Отечества». Актёр театра Юрий Стосков исполнил одну из главных ролей. Фронтовой поэт Симонов приехал в театр на генеральную репетицию, затем на премьеру. С тех пор они подружились: Теодор Лондон и актёр Юрий Стосков, позже - народный артист России, не раз бывали в гостях у знаменитого писателя в Москве. 

К. М. Симонов и Т. И. Лондон

Лондон до последних дней своей жизни служил в Ногинском драматическом театре, поставив здесь ряд спектаклей по собственным инсценировкам. 
Похоронен в Ногинске.

Награды: Заслуженный артист РСФСР (01.09.1955).

Память: на доме в Ногинске (ул. III Интернационала, 99), где жил Т. И. Лондон, в память об актёре и драматурге установлена мемориальная доска.