Приветствую Вас Гость!
Пятница, 17.11.2017, 20:30
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Извицкая И.В.

 

Извицкая Изольда Васильевна

(21 июня 1932 – 01 марта 1971)

актриса кино

Прямой взгляд ясных серьёзных глаз, спокойная мягкая улыбка, складная фигура, природное обаяние и редкий дар достоверного поведения на сцене и перед съёмочным аппаратом – это портрет одной из популярных актрис советского кинематографа 1950 - 1960-х годов Изольды Извицкой. Один из самых светлых образов советского кино, актриса с трагической судьбой, познавшая и славу, и одиночество, не дожившая до 39 лет. «Ее имя не только одно из самых знаменитых, но и одно из самых загадочных, таинственных в отечественном кинематографе», - говорил Леонид Филатов в своей телепрограмме «Чтобы помнили».
Дзержинцы гордятся своей знаменитой землячкой, любят её и сохраняют о ней светлую память.
Во многих энциклопедиях и сайтах можно прочесть, что Изольда Извицкая родилась в г. Дзержинске Горьковской обл. Но это не так,- родилась Изольда 21.06.1932 в Москве, а в 1934 году, когда ей было около двух лет, отец Василий Герасимович, химик по образованию, получил направление в Дзержинск на завод им. Я.М.Свердлова. Таким образом, детство и юность Изольды прошли в Дзержинске и все дзержинцы считают её своей землячкой. С 1941 года семья из пяти человек (бабушка, родители, Изольда и младший брат) жила в одной комнате коммунальной квартиры в доме № 4 по переулку Жуковского.

Это уютный уголок самого центра города, совсем рядом с площадью Дзержинского. Своим фасадом на площадь выходила школа №2 (женская), в которой училась Изольда. К настоящему времени ветхое здание школы не сохранилось и теперь на этом месте располагается торговый центр «Дзержинец». Мама Мария Степановна была педагогом, долгие годы работала заведующей Дворца пионеров, вела драматический кружок. Иза Извицкая росла живой, отзывчивой, непосредственной. Она не только хорошо училась, но и была активной участницей школьной самодеятельности, занималась в драматическом кружке маминого Дворца пионеров. Все чаще Изольда задумывается о своем будущем, видит себя в мечтах актрисой: «Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности.
Но если бы все это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я. Даже мечтать об этом не смею. Как можно: из меня – и вдруг артистка?!» – записала семнадцатилетняя школьница в своем дневнике. Тогда в Дзержинск часто приезжали артисты Большого, Малого театра, МХАТа, и Изольда с подругами и друзьями постоянно ходили на спектакли, потом горячо их обсуждали. Ещё строчки из дневника: «Как мне хочется стать артисткой, учиться в театральном институте!
Если бы моя мечта осуществилась, я бы обязательно очень хорошо училась. Только вот насчет таланта сомневаюсь. Хотя и говорят, что на сцене у меня получается, но я что-то не совсем в этом уверена. Мечта чудесная, но только невозможная… Нет, нет! У нас ведь все возможно! Почему бы мне не стать артисткой?!!!»
В драматическом кружке Извицкую заметил главный режиссер Дзержинского драмтеатра Борис Райский и стал заниматься с ней индивидуально, вот только эти занятия тщательно скрывались от Василия Герасимовича, человека сурового и требовательного. Но когда девушка собралась поступать во ВГИК, сам Райский пришел поговорить с отцом Изольды и уговорил его "не губить талант".

Летом 1950 года на вступительные экзамены «народную артистку» провожали всем классом – Изольда уехала в Москву прямо с выпускного бала на ночном поезде. Поступила с первой попытки! Покорив приемную комиссию обаянием и находчивостью, была принята на первый курс актерского факультета ВГИКа в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Вместе с Изольдой учились Т.Конюхова, Р.Нифонтова, Н.Румянцева, Г.Юхтин, ставшие известными актёрами театра и кино. В кино Изольда Извицкая начала сниматься, еще учась на третьем курсе. Правда, первоначально это были исключительно эпизоды. Ее первой пробой на большом экране стала роль официантки в фильме «"Богатырь" идет в Марто», затем Кэтрин в «Тревожной молодости» режиссеров А.Алова и В.Наумова.
После дипломной работы – роли Маши в кинокомедии режиссера А.Фролова «Доброе утро», Извицкую стали узнавать на улице. Потом был фильм «Первый эшелон» («Целина») Михаила Калатозова, на съемках которого она и познакомилась с 20-летним актером Эдуардом Бредуном, который вскоре стал её мужем. Ничего особенного в этих картинах Извицкой играть не пришлось, однако само участие в съемках прибавляло уверенности совсем еще неопытной актрисе.
В 1955 году Изольда Извицкая окончила ВГИК. В то же время режиссёр Григорий Чухрай задумал снять фильм «Сорок первый» по одноименной повести Бориса Лавренёва и пригласил на главные роли уже популярного Олега Стриженова и никому не известную выпускницу ВГИКа Изольду Извицкую. Фильм, вышедшей на экраны в 1956г., принес Изольде Извицкой признание и огромный успех. В этом фильме она сыграла роль наивной, любящей и смелой Марютки – бойца-красноармейца.
Всей силой своей нерастраченной, одарённой и пылкой натуры полюбила девушка белого офицера. Но настал день, и Марютка поняла: никогда не совпадут их жизненные пути, и она убивает человека, которого любит, убивает врага. Актриса сумела заставить зрителя поверить и в огромную любовь своей героини, и в не менее страстную классовую ненависть. Через год фильм повезли на Каннский кинофестиваль. Поначалу французские журналисты, мало знакомые с советским кинематографом, встретили приезд советской делегации скептически и не очень доброжелательно. Но демонстрация фильма вызвала бурю восторга. Жюри Каннского фестиваля присудило фильму «Сорок первый» специальный приз «За поэтичность и оригинальный сценарий». Этот фильм впервые вывел Россию на мировой кинематографический Олимп. Был по достоинству оценён и талант Извицкой. Популярные журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и «Паризьен либре» вышли с её портретами на обложке. В её честь устраивались бесконечные приёмы.
Предприимчивые французы вскоре открыли в Париже кафе "Изольда"... На Родине Извицкая была избрана членом Советского комитета защиты мира, членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки и членом Комитета молодежных организаций СССР. В составе делегаций она становится участницей молодежных фестивалей, многочисленных встреч, декад советских фильмов, проходивших в Риме, Вене, Буэнос-Айресе, Варшаве, Будапеште, Ливане, Бельгии...
В перерывах между поездками Извицкая продолжала сниматься в кино. Но режиссёра, способного предложить Извицкой роль, равную по драматизму той, что она сыграла в «Сорок первом», не находилось. Чухрай позднее по этому поводу заметил: «То, что Извицкую после «Сорок первого» стали приглашать на вторые, а то и на третьестепенные роли, связано с серьёзными недостатками нашей социальной системы в кино. Многие крупные, да и молодые режиссёры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки. Именно поэтому многие актёры поистине уникального таланта у нас снимались весьма редко, тогда как на Западе большой успех в фильме открывает дорогу актёру ко многим фильмам». Эти обстоятельства привели Извицкую в 60-х годах к творческому кризису.
Она снялась в двадцати двух картинах (в том числе и в телевизионном сериале Колосова «Вызываем огонь на себя»), но самой любимой её работой в кино по-прежнему оставалась роль Марютки. Положение усугублялось ещё и трудностями в личной жизни.
А уход мужа в начале 1971 года, которого она несмотря ни на что всё же очень любила, привёл к трагической развязке. Ещё раз сошлёмся на Леонида Филатова и последуем его совету в телепередаче «Чтобы помнили», посвящённой Изольде Извицкой: «Всё-таки не забудем, что Эдуард Бредун был любимым Изольды Извицкой. Поэтому, если он в чём-то виноват, с него спросится на небесах. А мы поступим в отношении его памяти так, как поступала всегда сама Изольда, умудрившаяся за всю свою жизнь не сказать ни о ком ни одного дурного слова». Все, кому довелось работать с Извицкой, все кто знал её, в один голос говорили, что Изольда была светлым, открытым и невероятно добрым человеком.
Память: в Дзержинске на стене дома №4 по переулку Жуковского, где прошли детские и юношеские годы актрисы, установлена мемориальная доска.
Похоронена И. Извицкая в г. Москве на Востряковском кладбище (129 участок).

фотографии предоставил Владимир Лашин (Дзержинск)